В продаже пальмы и жардиньеры
В 1864 году в Благовещенске появилась типография, а вслед за ней первая газета — «Маньчжурия». Со временем количество печатных изданий возросло. Среди наиболее влиятельных — «Амурская газета», «Амурский край», «Благовещенские епархиальные ведомости». Газеты того времени содержали много рекламных объявлений — начиная от услуг дантиста и заканчивая поступлениями новинок в торговые дома «Кунстъ и Альберсъ» и «И. Я. Чурин и Ко». Заметки о продаже барнаульского масла чередовались с предложением приобрести готовые французские платья.
Страницы газет пестрели рекламой заведений общепита и гостиниц. Оказывается, в кафе и ресторанах уже тогда были отдельные кабинки, а посетители столовых перекусывали под живую музыку. Завлекали читателей и духовным — об этом говорят театральные афиши и объявления правления комитета городского музея (например, о проведении чтений на тему «Исторiя древняго г. Албазина»).
Невозможно пролистать рекламу магазина «Флора», который располагался на Большой улице и отличался богатым выбором цветов. К услугам любителей прекрасного: «Розы, пальмы, букеты, вънки, жардиньеры и проч. издълiя из живыхъ цвътовъ исполняются во всякое время года». Кроме того, здесь продавались семена (каталоги которых выдавал бесплатно), а сотрудники даже занимались посадкой деревьев. Также магазин имел серебряную медаль за сельскохозяйственную выставку 1907 года, проходившую в Благовещенске.
Любопытны язык и стилистика объявлений. К примеру: «Съ разръшенiя епархiальнаго начальства открыта школа грамотности по Станичной улицъ въ домъ Филимонова, между Зейской и Большой. Приготовляю въ среднеучебныя заведенiя и даю уроки нъмецкаго и французскаго языковъ».
«Больше угля стране!»
После революции 1917 года и установления советской власти реклама претерпела серьезные изменения. Исчезли объявления частных предпринимателей и купцов, главной задачей рекламы стала пропаганда. Остались только афиши театра (затем еще и кино) и уведомления ипподрома о бегах, да еще учебные заведения не забывали напоминать о наборе учащихся.
В советский период газеты были полны патриотическими лозунгами: «Трудись для Победы! Помогай Красной Армии громить врага», «Сдадим государству больше хлеба!», «Горняки Райчихинска, больше угля стране!» и т. п.
В газетах 1970-х годов можно увидеть статьи о пользе тех или иных продуктов. Активно «продвигаются» маргарин и витамины В и С. Активизируется социальная реклама — соблюдение правил пожарной безопасности или перевозки пассажиров в грузовых автомобилях.
По газетам можно проследить развитие транспорта: «Экономьте время, летайте самолетами! Аэропорт Благовещенск предлагает интересное путешествие на замечательном самолете «ИЛ-18». Здесь же приглашения на футбольные матчи, предупреждения о закрытии на ремонт бани или другие новости общественной жизни.
С наступлением 90-х годов прошлого века в газетах появилось большое количество рекламы от частных лиц. С чем это связано? Жители Амурской области активно занялись коммерцией. Торговали чем угодно.
Изменился и внешний вид рекламы. Появилась свобода слова, моральные устои стали мягче. Для привлечения внимания часто использовались фото красивых девушек, хотя нередко связь между их изображением и предлагаемым товаром кажется слишком натянутой. Сами газеты стали объяснять, почему рекламу нужно размещать именно у них. Другими словами, занялись саморекламой. «Реклама Ваше лицо, и мы сделаем его неповторимым», — обещала газета «Благовещенск» в конце 1990-х.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии