«Поляное» при этом лишилось земли, необходимой для стабильной работы фермы в Семиозерке. Накануне в Ивановском районном суде прошло заседание, где были рассмотрены иски 129 человек о признании договоров купли-продажи наделов недействительными. Кто прав, кто виноват в земельном конфликте, пытался разобраться корреспондент АП.

Летом прошлого года около 250 собственников — жителей села Семиозерка, Березовка и Благовещенска — продали свои земельные паи, доставшиеся им после распада колхоза «Искра». Земельный участок общей площадью 28,4 миллиона квадратных метров вокруг села Семиозерка, на котором последние годы выращивало корма ОАО «Поляное», приобрела компания «Агро-Союз Дальний Восток». Стоит заметить, «Поляное» арендовало паи у селян, компенсировало им налоги. Все были довольны. Животноводческий комплекс в Семиозерке — градообразующее предприятие села, здесь трудятся 30 процентов жителей. Почему бы и не позволить родному предприятию пользоваться ненужной землей? Но довольны стороны были до одного прекрасного момента, которое по странному стечению обстоятельств совпадает со сменой власти в ОАО «Поляное». Семиозерцы считают, что их ввели в заблуждение и обманули — они продавали принадлежащие им 15 га «родному предприятию, а вовсе не «Агро-Союзу Дальний Восток», как выяснилось позже. У «Поляного» между тем возникли сложности с кормами для элитных буренок. Селяне переживают, что останутся без работы. Потому и пошли в суд.

События начали разворачиваться в середине июля 2010 года — тогда было созвано собрание участников долевой собственности, на котором селяне увидели знакомые лица — сотрудников «Поляного». Кстати, некоторые из них теперь работают в Агро-Союзе. В конце июля во время подписания семиозерцами доверенности на совершение сделки и при получении денег, например, присутствовала бухгалтер животноводческого комплекса «Поляного», из рук которой они каждый месяц получали зарплату. Были и другие совсем «нечужие» люди.

— Собрание велось под председательством Кочегарова — в то время управляющим нашим, — рассказал суду скотник фермы Михаил Волков. — Что нас побудило продать землю? На том собрании Кочегаров сказал, что в случае неиспользования земли будут большие штрафные санкции. А мы ее использовать никак не могли. Нам на собрании ясно объяснили, что земля переходит в собственность «Поляного», чтобы мы не платили штрафные санкции. Другому предприятию землю б мы не отдали — нашим людям еще работать и работать. А о том, что такая фирма существует — Агро-Союз — я узнал только когда шум пошел.

— Собрание у нас проводил Кочегаров, — подтвердила пенсионерка Мария Захарченко. — То что Кочегаров был директором Агро-Союза, я первый раз слышу. У нас он управляющий был, тогда что ж, он на двух должностях работал?!

Однако, как выяснилось из документов, представленных ответчиком, господин Кочегаров работал гендиректором Агро-Союза с… 5 апреля 2009 года. Заметим, до этого он трудился как раз управляющим фермой. Но официально в то время, когда разворачивались земельные распри, управляющим животноводческим комплексом — структурным подразделением «Семиозерка» ОАО «Поляное» являлся другой человек — Александр Маляр.

Кстати, на суде в Ивановке истцы сразу узнали также представителя ответчика — Агро-Союза ДВ. По словам жительницы Семиозерки Марии Захарченко, нынешний начальник юридического отдела Агро- Союза ДВ была в злополучный день, когда рассчитывались с пайщиками за землю.

— Вот эта девушка была юристом ОАО «Поляное», — указала на представителя ответчика Мария Степановна.

— Я вас помню…

— Откуда у вас такие сведения? — уверенно поинтересовалась нынешний сотрудник Агро-Союза ДВ Марина Жигалина.

— Потому что когда мы заходили, вы представлялись — мы юристы. Ну как же, девушка… — пенсионерка беспомощно развела руками. Заседание вообще было эмоциональным — селяне, впервые оказавшиеся перед служителями Фемиды, то и дело от растерянности забывали просить слово, выкрикивали с места, сбивались, негодовали.

Как сообщила суду сама Марина Жигалина, тогда она действительно работала юрисконсультом в ОАО «Поляное». Но была в отпуске и в село приехала из любопытства — «решила посмотреть… как осуществляется процедура в соответствии с законодательством». Спустя некоторое время на заседании снова вернулись к обсуждению роли нынешнего сотрудника Агро-Союз в июльских событиях в Семиозерке.

— Никаких документов с собой, когда я там присутствовала исключительно из любопытства один день, я не брала, никому не показывала трудовую книжку, никак я не представлялась, пояснений никаких не давала, — пояснила Марина Жигалина. — Оформляла все Августова Лариса Николаевна (именно на нее были оформлены доверенности селян, в то время инспектора отдела кадров Агро-Союза, а ныне юриста предприятия. — Прим. АП), пояснения давала она. Августова никогда не являлась сотрудником «Поляного». Также я знаю, что бухгалтеры Агро-Союза выезжали туда, потому что, судя по расходным кассовым ордерам, это происходило не один день. А 28, 29 и 30 июля, также продолжалось в августе.

— Скажите, а вы являлись работником ОАО «Поляное»? — спросила судья Надежда Ариничева.

— В период 28,29,30 июля я находилась в отпуске, но являлась сотрудником ОАО «Поляное».

— А с какого времени вы работаете в Агро-Союзе?

— С 6 сентября 2010 года, — пояснила юрист. — Во время моей работы в ОАО «Поляное» ни одного выезда мною совершено в Семиозерку не было. Поэтому истцы, говоря сейчас, что знали меня в лицо как сотрудника «Поляного», вводят суд в заблуждение.

Тут право задать вопросы попросили жители Семиозерки.

— Чтобы у нас в деревню кто-то приехал и мы не знали… Вы хоть 10 масок надевайте, — возмутился Михаил Волков. — Вы вообще никому не представлялись?

— Нет, я приехала на своей личной машине, — ответила юрист.

— Вы молча приехали, молча присутствовали? Ну это извините, такого быть не может, — не без волнения не унимался рабочий.

Однако представитель ответчика уверенно продолжала настаивать, что никому не представлялась и лично никому из присутствующих документы не предъявляла. С чем последним пришлось согласиться. Доводы о том, что о должности девушки в тот день сказал «кто-то из очереди», Жигалина также опровергла:

— Я утверждаю, что никому не представлялась, ни одному человеку. Я тогда находилась в отпуске. Трудовыми отношениями в тот момент связана не была. Интереса проводить отпуск, работая на ОАО «Поляное», у меня не было.

— А почему тогда такое странное любопытство, в отпуске? — поинтересовалась еще одна истица Галина Торба. — А я вас видела, и несколько раз. И знала, что вы юрист ОАО « Поляное».

— Я занимаю должность юриста. Очень часто присутствую на судах, к которым не имею отношения, в качестве просто слушателя. Здесь довольно серьезный сложный процесс с точки зрения законодательства. Мне было интересно, как это все проходит, — аргументировала Марина Жигалина.

Любопытное совпадение — именно 28 июля в Благовещенск приехал новый руководитель ОАО «Поляное» Евгений Поцыбенко и приступил к обязанностям. Еще 13 июля было решено не продлевать трудовой договор с предыдущим гендиректором, который много лет отработал на предприятии. В этот же день решением совета акционеров он был назначен на должность Поцыбенко. Впрочем, предыдущий руководитель ушел в отпуск и пребывал в нем до сентября.

Кстати, в суде присутствовали лишь четверо истцов. В ходе заседания представитель заявителей и присутствующие жители заявляли ходатайства о переносе слушаний в Семиозерку — для того, чтобы в заседании смогли принять участие большинство истцов.

Как пояснил позже адвокат всех 129 экс-пайщиков, подавших иски, Олег Лепин, добраться в рабочий день до райцентра могут не все, у некоторых элементарно нет денег. Однако судья ходатайства не удовлетворила, сославшись на то, что суть требований истцов одинакова. После этого селяне попытались заявить ходатайство об отзыве судьи в связи с недоверием, однако судья в этом отказала, не найдя оснований.

Также была допрошена в качестве свидетеля бухгалтер СП «Семиозерка» ОАО «Поляное» Юлия Черных. Она подтвердила, что в один из дней выдавала расписки в получении денежных средств за земельные паи селянам в кабинете главы администрации сельсовета. «Одна из девочек, которые оформляли документы, заболела. Поступило распоряжение от управляющего, чтобы я ехала и помогала», — рассказала женщина, заметив, что управляющий Маляр отправил ее устно, но «в приказном порядке».

После многочасового судебного разбирательства с перерывами судья Надежда Ариничева приняла решение отказать истцам в удовлетворении исковых требований. Комментировать вердикт корреспонденту АП судья отказалась до тех пор, пока не будет подготовлено мотивированное решение. Семиозерцы намерены бороться дальше и обжаловать это решение.

«Заявления истцов, что их ввели в заблуждение, считаем, являются голословными»

— Заявления истцов, что их ввели в заблуждение, считаем, являются голословными и несостоятельными. Материалами дела это не подтверждается, — говорит начальник юридического отдела Марина Жигалина ОАО «Агро-Союз ДВ». — Написаны заявления под воздействием руководства ОАО «Поляное», мое мнение, в связи с тем, что у них трудности сейчас возникли. Но эти трудности не по вине Агро-Союза — из-за того, что мы купили землю — а наверное из-за руководителя, который занял должность гендиректора и не совсем хорошо разбирается в сельском хозяйстве, недостаточно долго в нем работает. «Агро-Союз ДВ» существует с 2004 года, занимается основным видом деятельности — растениеводством: посевами кукурузы, пшеницы, сои. Чтобы предприятие развивалось, мы покупаем землю, берем ее в аренду, всячески стараемся увеличить свои посевные площади. От этого зависит судьба нашего предприятия. Основные наши земли в Ерковцах и Семиозерке. Почему именно в Семиозерке купили? Это был выбор гендиректора. Хорошая почва и расположение, чтобы максимально удобно и близко было, чтобы технику не гонять. Предыдущий руководитель ОАО «Поляное» был избран председателем совета директоров ОАО «Агро-Союз ДВ» в августе 2010 года. Так как он достаточно квалифицирован, имеет много знаний, которыми может поделиться с руководством. Больше отношения к Агро- Союзу он не имеет — если у вас возник вопрос, является ли он акционером, то нет, не является.

Мнения

Евгений Поцыбенко

Гендиректор ОАО «Поляное»:

— Я считаю, сделка купли-продажи земель была совершена с обманом. Доказательством этого служит то, что люди, которые создавали антураж вокруг этой сделки, были знакомы селянам — бывшие юристы, которые на тот момент были в отпуске и из любопытства приехали, и бухгалтер СП, и Сергей Николаевич Кочегаров, который не работал в то время в «Поляном». Но господин Кочегаров очень долго работал при прежнем гендиректоре предприятия и, собственно говоря, его заслугами эта ферма была создана. Он в любое время появлялся на ферме, тем более, что Агро-Союз оказывал всяческие услуги по обработке земель, уборке урожая, заготовке кормов «Поляному», и поэтому в любое время мог оказаться на ферме. И население Семиозерки и не представляло, что этот человек работает в другой компании, им никто не докладывал. В сельской местности, когда кто-то приходит, у него не спрашивают, а покажи мне свои документы: трудовую книжку, паспорт. С требованиями пайщиков я согласен. А то что они не читали документы, когда подписывали , это верно. В селе средняя зарплата 6—7 тысяч рублей, и получить сразу 15 тысяч — это для них очень большие деньги. Если весь антураж представляли представители «Поляного», то ни о каком Агро-Союзе речи не шло. Был создан ажиотаж, чтобы люди не смотрели какие они документы подписывают. У селян просто не было мыслей, что они продают земли другой компании.
Почему важна эта земля? Ферма в Семиозерке — одна из крупнейших в Амурской области, и она не может существовать без кормовой базы. Сено, сенаж и силос заготавливаются на земле, которая должна находиться рядом с фермой. Сейчас «Поляному» приходится сеять и заготавливать корма за 90 км от животноводческого комплекса — в Белогорском районе. Лишив ферму земли рядом с ней, заготовка кормов становится экономически невыгодной, а ферма — нерентабельной. Есть два выхода — нести убытки или вырезать либо переводить поголовье в Белогорск. И предыдущий руководитель не мог не знать, к каким последствиям приведет скупка земли вокруг села Семиозерка.

Мария Захарченко
Пенсионерка, жительница Семиозерки:

— Везде висели объявления, — в магазине, на столбах, что ОАО «Поляное» закупает земли. На собрании нам Кочегаров четко и ясно сказал: «Вы сами обрабатывать не можете, будете платить штрафные санкции». Но мы продавали в «Поляное», об Агро-Союзе мы и слыхом не слыхивали. И что он (Кочегаров. — Прим. авт.) у вас работает директором, у нас — управляющим — первый раз слышу.

Валентина Котова
Сторож детдома №19: 

— Я приехала с операции. Мне сосед Болотин говорит: «Там «Поляное» должно деньги привезти за землю по 15 тысяч». Прихожу — толпа, бумаг кипы, горы. Где там каждый листик читать? Расписалась. Может, мы малообразованные, но я уже потом, к новому году или по осени, точно — после сентября услышала про ОАО «Агро-Союз». Но грешным делом подумала, может, у «Поляного» новое название стало? Переименовали себя, стали Агро-Союзом. Помощнее звучит.

Галина Торба
Завскладом СП «Семиозерка» ОАО «Поляное»:

— Мы думали, что продаем землю «Поляному». Мы ж там живем, мы б чужим дядям отдали? И вот эта девушка была юристом «Поляного», сейчас она от Агро-Союза почему-то. Но тогда были все наши работники, я ее видела и в Благовещенске, в офисе, как юриста «Поляного». А читать бумажки, конечно, там никто не мог — мелким почерком, как все аферы делаются, не прочтешь… 2 часа надо. Никакого Агро-Союза не знали… Августова должна была привезти нам документы — вторые экземпляры, договоры, но мы их так и не увидели, кстати. Может, если б нам отдали их на руки, мы бы дома спокойно прочитали, что-то поняли и увидели.

Цифры

15  тысяч рублей получил каждый пайщик за свои 15 гектаров земли.

1087 голов коров сейчас содержится на молочно-товарной ферме в Семиозерке, из них более 600 — дойные. Голштинофризы ежедневно дают по 7 тонн молока.

Возрастная категория материалов: 18+