К сожалению, этот случай далеко не первый в области. 13 августа 2000 года в Свободненском районе утонули четверо ребятишек, отдыхавших в местном санатории-профилактории, и девушка-вожатая. Никто из виновников этой страшной трагедии так и не понес наказания. Спустя годы корреспонденты АП встретились с участником давнего происшествия. Алексею Кузьмину сейчас уже 25 лет, когда он спас троих тонувших ребятишек, ему было 14. В сентябре 2000 года он получил медаль «За спасение детей» и благодарность от Владимира Путина.
Боль сквозь годы
13 августа Алексей Кузьмин в очередной раз отправится на берег Зеи и положит живые цветы у самой кромки воды. Светлая память тем, кого спасти не удалось. Скорбный ритуал он совершает много лет. Изменил ему, только когда служил в армейской разведке. О страшной трагедии, которая произошла здесь в 2000 году, без слез говорить не может. Сердце болит даже спустя десятилетие.
13 августа 2000 года сто детей, проходивших курс лечебно-оздоровительного отдыха в санатории-профилактории автономной некоммерческой организации «Свободный», под присмотром воспитателей и вожатых выехали отдыхать на берег Зеи в районе села Малая Сазанка. Взрослые решили здесь устроить банкет, посвященный Дню города, а воспитанники — искупаться.
— Мы с друзьями частенько приходили на это место, — рассказывает Алексей. — Там протока соединяется с Зеей. Дно очень опасное, трехступенчатое. Мы его прозвали «ямой». Идешь метров сто по воде — мелко. Потом обрыв и сильное течение. Затем опять мелко и углубление. А третья яма — самая гиблая. Из нее не могут выбраться даже опытные пловцы. Здесь каждый год тонут люди. Я сам несколько раз с трудом выплывал. За день до той черной пятницы я вытаскивал из ямы своего племянника.
Когда мальчишки увидели, что к берегу Зеи подъехало несколько автобусов и из них стали выбегать дети, на ходу раздеваться и нырять в воду, то подошли к воспитательнице и предупредили ее о грозящей беде. Женщина пренебрежительно махнула рукой. Хотя подростки сказали ей, что в нескольких метрах есть более спокойное место.
— Купающихся ребятишек было много, а вот взрослых рядом с ними я не видел, — продолжает Кузьмин. — Дети двигались все дальше и уже подобрались к яме… Вижу — начали тонуть. Я слышу, кто-то меня зовет: «Леха! Леха!». Смотрю — знакомый пацан. Мы были с ним в лагере. Он находился близко, я помог ему выбраться на берег. Смотрю, еще двое мальчишек силы теряют. Я подплыл и обхватил одного рукой за шею. Было очень тяжело. В то лето я упал с велосипеда и сломал ключицу. Рука болела. Я подгреб с ним к берегу и передал людям. Второго спасти не успел. Ушел под воду мальчишка.
Равнодушие педагогов
Обессиленный подросток снова кинулся в коварную речку. Кто был третьим, девчонка или мальчишка, он не помнит, все было как в тумане. На его глазах стали тонуть еще две девочки. Одну из них успели вытащить. Вторая девчушка со светлыми волосами погибла. Она просила о помощи и ушла под воду с поднятыми руками.
Вместе с Лешкой детей спасали еще двое его сверстников — братья-близнецы из Благовещенска — и мужчина из отдыхающих. А на берегу в этот момент было целое скопление народа. И ни у кого из взрослых сердце не екнуло.
В этой истории Кузьмина поразил не сам масштаб беды, а равнодушие тех, кто должен отвечать за детей. Когда он выполз на песок, а дети продолжали гибнуть в воде, одна из воспитательниц лежала на берегу. Она спросила у мальчика: «Сколько человек спас? Устал? Садись, отдохни». Как дошел домой, Алеша не помнит. Только когда он увидел отца, в голове промелькнула мысль: «Еще чуть-чуть и у этого человека не было бы сына». Вот тогда стало действительно страшно.
Был Алексей на берегу и когда трупы детей доставали из воды. На следующий день к нему домой за помощью приехали родители утонувших — Лены и Алеши Бахтиных. Им так никто внятно не мог объяснить, что случилось с их сыном и дочерью.
— Я находился возле «ямы», когда нашли самую маленькую девочку, второклашку Ксюшу Ищенко, — вспоминает Алексей Кузьмин. — Она была такая маленькая, что спасатели боялись, что тело вынесет в Амур и тогда ее вообще никто не найдет. Мать Ксюши была убита горем. Женщина буквально рвала на себе волосы. Я боялся, что она следом за ней кинется в воду, и как мог ее успокаивал. Рассказывают, что девчонку хоронили во всем новом, что к школе покупали. Зато я искренне порадовался, когда узнал, что у супругов Бахтиных появился третий, долгожданный ребенок, девочка. А через год мальчик. Эти ребятишки как две капли воды похожи на погибших братика и сестренку.
Недетские угрозы
Что было потом, Алексей вспоминать не хочет. Его затаскали по следователям и судам. Уговаривали отказаться от своих слов. Мол, ты там не был и ничего не видел. К Кузьминым приезжали двое мужчин и предлагали решить дело мирным путем. Юный спасатель отказался участвовать в сговоре. «Да ты все врешь! Тебе не поверят!» — заявили незваные гости на прощание.
— Насколько мне известно, — подвел печальный итог Кузьмин, — в этой истории так никто и не был наказан. Люди по разным причинам ушли от ответственности. Концы жуткого преступления и беспощадной халатности так и канули в воду.
Вчера корреспондент АП узнал из официальных источников, что обвинение по делу четырех утонувших детей и вожатой было предъявлено двум должностным лицам: старшему воспитателю и плавруку. Впоследствии оказалось, что мужчина не был официально оформлен на работу. Из обвиняемого он переквалифицировался в свидетеля. А женщина попала под амнистию. До тюрьмы никто из виновников страшного преступления так и не дошел. Через несколько месяцев Амурский областной суд прекратил «тонущее» дело. Директор профилактория «Свободный» до сих пор занимает свою руководящую должность. Ее спасло то, что она по образованию врач, а не педагог, поэтому и организация отдыха на воде не входила в ее обязанности.
Через несколько лет Алексей Кузьмин из этой же ямы вытащил свою соседку и ее подругу. Обе женщины были пьяны. Вторая дама чуть не утащила его на дно. Парня спасло только чудо: когда он начал захлебываться, течение вынесло его на подводную корягу. Секунды хватило, чтобы набрать в легкие воздуха. На следующий день вместо благодарности соседка обматерила парня. А вторая спасенная через год утонула в колодце.
После школы Леша пошел учиться на психолога. Сегодня он работает аудит-экспертом в одной из благовещенских компаний. А в свободное от работы время собирает лекарственные травы и лечит родственников и знакомых. Он снова спасает людей. Молодой человек пока не женат.
В этот день в профилактории устроили дискотеку
13 августа 2000 года в 14.20 погибли Лена и Алеша Бахтины, Ксюша Ищенко, Валя Евсикова и восемнадцатилетняя пионервожатая, студентка Амурского кооперативного техникума Аня Сокол. Как писала газета «Зейские огни», во время следствия создавалось такое впечатление, что за счет утонувшей остальные виновники решили выгородить себя. Из показаний свидетелей: «Каждый воспитатель и помощник воспитателя самостоятельно следили за купанием детей своего отряда. Сокол по отмели увела шестерых в сторону от остальной группы. На обратном пути она попала в яму». Где в этот момент были бдительные педагоги, когда случилась беда, и почему никто из сотрудников профилактория не мог даже приблизительно указать место, где утонули дети и помощник воспитателя?»
13 августа в 17.00 этого же дня в дом к Бахтиным приехали сотрудники профилактория. Они рассказали, что брат и сестра потерялись. Обеспокоенные родители сели в машину и поехали искать детей. Вечером они прибыли за разъяснениями в профилакторий «Свободный». Там грохотала дискотека. Присутствующим было весело.
Редакция АП благодарит коллег из газеты «Зейские огни» за помощь в подготовке материала.
Ужас
— Елена (prj)