В жизни Вани и Лизы Голубевых (имена детей изменены по просьбе их родственников. — Прим. ред.) три года назад произошла трагедия — их мама умерла, и из родного дома ребят пришлось отправить в детский дом. Но недавно брат и сестра обрели новую семью. Их усыновила бездетная женщина. Названая мама обратилась в управление Пенсионного фонда за сертификатом на материнский капитал (по закону ей дается такое право). И тут выяснилось, что ее сертификат должен стать вторым, который полагается этой семье.
— Когда стали рассматривать документы на усыновление, выяснилось, что младший ребенок родился в 2008 году, уже после того, как начал действовать федеральный закон о материнском капитале. Однако мама до своей смерти не обратилась в органы Пенсионного фонда за сертификатом, — рассказывает начальник отдела социальных выплат отделения ПФР по Амурской области Ольга Сорокина. — При этом по закону смерть матери не лишает права на эту выплату детей.
Несмотря на то что Голубевы были переданы на содержание в детский дом, они должны были получить сертификат на материнский капитал, а по достижении совершеннолетия могли распорядиться им в равных долях, но почему-то органы опеки при оформлении детей на гособеспечение этот момент упустили. Сами же малыши, естественно, о своих правах заявить не могли.
— С одной стороны, дети имеют право на материнский капитал, который не успела получить их родная мама, с другой — усыновительница, которая приняла в свою семью сразу двух малышей, также имеет право на «мамины деньги». В результате у семьи оказалось два сертификата полной стоимости, — поясняет Ольга Сорокина. — Семья уже получила оба, но еще не распорядилась этими средствами.
Между тем сотрудники управления ПФР по Сковородинскому району отмечают, что для многих обладательниц материнского капитала, живущих в этой территории, распорядиться деньгами по сертификату непросто. Популярная в других районах области статья «улучшение жилищных условий» требует заключения законных сделок купли-продажи или возможности погасить действующий ипотечный кредит. Но у жителей района при решении квартирного вопроса и с тем и с другим возникают проблемы.
— Большее количество сертификатов выдается на детей, которые рождаются в сельской местности, — делится подробностями начальник управления Пенсионного фонда по Сковородинскому району Анна Панова. — Там доходы населения крайне невысоки, и речи о том, чтобы приобрести жилье в ипотеку, не ведется. Купить же дом на земле за счет средств материнского капитала тоже непросто: необходимо, чтобы он был в собственности у прежних хозяев, чтобы все документы были в порядке. Только тогда можно будет оплатить средствами материнского капитала договор купли-продажи. Здесь-то и возникают проблемы: продавцы либо не хотят возиться с документами, либо просто почему-то боятся связываться с материнским капиталом. Кроме того, большая часть жилого фонда в сельской местности даже не приватизирована. Легально продать или купить такой дом нельзя.
Таким образом, из 876 сертификатов, выданных в районе с начала действия закона о материнском капитале, «мамиными средствами» распорядились только 38 человек. Двое из них оплатили образование своим детям, 36 решили жилищный вопрос.
Основная же масса мамочек, по словам сотрудников управления, воспользовалась правом получить из средств материнского капитала 12 тысяч рублей наличными. И сейчас жительницы района снова ждут, что в преддверии учебного года появится такая возможность, однако пока федеральные законодатели по этому поводу ничего не обещали.
очень жаль что некоторые аспекты улучшения жилищных условий для семьи не могут обеспечить их необходимой помощью.почему обмен муниципального жилья которое станет собственностью после обмена не предполагает доплату из мат.капитала в случае когда предполагается переезд из однокомнатной в трехкомнатную
— *алмазная* (гость)