Первый раз в первый класс — это стресс.Первый раз в первый класс — это стресс.

Предшкольный шопинг снимает стресс

— Галина Михайловна, как вы посоветуете провести эти полторы недели августа, чтобы будущие первоклассники настроились на учебу?

— Главное — настроиться на позитив. Самое лучшее — отправиться с ребенком в магазин или на школьную ярмарку, чтобы вместе купить все учебные принадлежности. Пусть ваш взрослеющий малыш сам выберет, какие карандаши и фломастеры ему положат в школьный ранец. И пусть родители, бабушки и дедушки расскажут ребенку, какой в свое время у них был пенал, какие ручки, можно вспомнить и чернильницы-непроливайки. Пусть расскажут, как сами пошли в первый класс, покажут свои фото того времени, передадут свой эмоциональный настрой. И ребенок будет готов к этим переживаниям, будет знать, что его ждет. А родители этими воспоминаниями не только правильно настроят своего школьника, но и успокоят себя. Ведь первый класс бывает в жизни каждого человека.

— Что для подготовки к первому классу еще можно успеть сделать за эти полторы недели?

— Первоклассник должен уметь держать карандаш и ручку — этому еще можно успеть научить. Но не насильно. Надо показать и объяснить, что ручка — она волшебная, она любит, когда ее правильно держат, и тогда она очень красиво пишет. Надо, чтобы ребенок знал свои фамилию, имя, отчество, адрес, дату рождения, имена-отчества родителей, их место работы.

Желательно, чтобы он считал до 10 в прямом и обратном порядке. Если не умеет читать — ничего страшного, этому научат в школе. Главное, чтобы была развита речь. Пересказывать сказки, составлять рассказы по картинкам, фантазировать — это тоже подготовка к школе. Бывает так, что малыш начинает что-то сочинять, а мама его прерывает: «Не выдумывай!» Это неправильно: пусть фантазирует, выражает мысли как умеет. А учитель уже направит все это в нужное русло. Начните выстраивать режим дня уже сейчас. Когда начнется учеба, режим обязателен.

К концу первой четверти читают все

— Сегодня в начальной школе много программ — «Гармония», «Школа-2100», «Школа России», программа Занкова, «Перспектива». Учитель сам выбирает программу? Вы лично чему отдаете предпочтение и почему?

— Программу выбирают совместно учитель и школа. Лично я отдаю предпочтение программе «Школа-2100». Она рассчитана на всех детей. Она развивающая, познавательная и нацелена на то, чтобы ребенок сам участвовал в добывании знаний. Мы изучаем то же самое, что и 20, и 30 лет назад, но сегодня другой методический подход. Сегодня ребенку дается больше свободы, свои мысли и наблюдения дети высказывают на каждом этапе урока. От ученика требуются внимание и любознательность. Я уже четвертый набор детей учу по этой программе, в математику Истоминой я вообще влюблена. У нас такие дебаты идут на уроках! Мы начинаем изучать многозначные числа наравне с однозначными. Мы сравниваем, наблюдаем, делаем выводы. Это захватывающий процесс.

— Как в первом классе решают проблему разной степени подготовленности детей? Кто-то буквы знает и читает по слогам, кто-то читает бегло и много. Есть ли к таким детям индивидуальный подход в обучении и в чем он заключается?

— Сегодня и программа «Школа-2100», да и другие программы предусматривают разную подготовленность детей к школе. По обучению грамоте у нас есть азбука и пропись, там выделено разным шрифтом — где материал для читающих детей, а где для не читающих. Получается, что с одним и тем же текстом занимаются все дети, но каждый на своем уровне. Мы используем и такой прием, как чтение вслух — умеющий читать озвучивает текст, не читающий следит. Это очень стимулирует детей к чтению. У нас к концу первой четверти все начинают читать. И в прописях то же самое: на одной странице задания для детей, у кого рука уже поставлена, и для тех, у кого мелкая моторика развита хуже. Кто-то еще раскрашивает, а кто-то уже пишет.

Грань между контролем и самостоятельностью

— Должны ли родители учиться вместе с первоклассником, чтобы не отстать от программы?

— Обязательно. Но это не означает, что надо делать все за ребенка. Как правило, в первом классе на дом задают рисунки, раскраски или поделки. Есть у ребенка желание все сделать самому — пусть делает. А мама пусть просто посидит рядом. Чтобы приучить к самостоятельности, можно сказать: «Я пока займусь домашними делами, а ты выполняй задание, я потом посмотрю, что у тебя получается». И обязательно найти, за что похвалить ребенка, даже если он сделал задание плохо. «Вот здесь у тебя получилось лучше. Если ты в следующий раз постараешься, все получится так же хорошо!» Ведь ошибиться не страшно, главное — не убить в ребенке желание исправить ошибку.

— В чем должен заключаться контроль над первоклассником со стороны родителей?

— Контроль в том, что родители должны ежедневно выслушивать ребенка и знать, что прошли на уроках, чему он научился, что задано на дом. Самостоятельность в выполнении заданий нужно предоставлять постепенно, как я уже сказала. А когда вы убедились, что ваши дочки-сыночки делают домашние задания правильно и аккуратно, можно доверить делать их самостоятельно. Но обязательно проверить, что вышло в итоге.

Общайтесь с учителем

— Когда лучше общаться с учителем — на родительском собрании, наедине, по телефону?

— Как только чувствуете в этом необходимость. Лучше, конечно, говорить о проблемах без присутствия ребенка. Общаться с учителем обязательно, чтобы знать об успехах или трудностях ваших чад из первых уст. Если что-то сильно беспокоит, надо говорить об этом сразу. Приходите, звоните, общайтесь. Не стесняйтесь и не бойтесь: учитель не кусается. Лучше вовремя решить проблему, чем запустить ее. Поверьте, педагог не меньше родителей заинтересован в успешности ученика.

— Как выстроить режим первоклассника? Сколько времени нужно на подготовку уроков, прогулки, занятия?

— Ребенок пришел из школы, он обязательно должен перекусить. Потом он должен позаниматься любимым делом. Потом обед, и обязательно поспать. В крайнем случае — просто полежать и отдохнуть. А потом сесть и выполнить домашние задания. Но имейте в виду, что дети 6—7-летнего возраста способны сосредоточенно работать 15—20 минут, потом нужен перерыв. И непременно вовремя лечь спать, чтобы утром быть свежим.

Очень важный момент — первое время нужно, чтобы родители сами забирали своих деток из школы, чтобы они чувствовали заботу. По дороге домой обязательно обсудите, что было интересным в школе, а что, может быть, беспокоит ребенка.

— Когда лучше делать уроки? Днем, сразу после школы, или вечером с родителями?

— Понимаю, что в наше время это сложно, но я категорически против, чтобы ребенок делал уроки после ужина перед сном. Это очень тяжело и эмоционально, и физически, у детей формируется негатив к выполнению домашних заданий. В первом классе в основном даются задания рисуночного характера, которые ребенок может сделать сам. Ваша задача — проконтролировать выполнение и похвалить. И постепенно ваше чадо приучится делать домашние задания самостоятельно.

Как разглядеть яркую личность?

— Можно ли в начальной школе разглядеть яркую личность?

— Да, такие дети выделяются сразу. Моим учеником был Ярослав Туров, победитель телеигры «Умники и умницы», сейчас студент МГИМО. Неординарные личности сразу выделяются своим нестандартным мышлением и поведением. С ними сложно, к ним нужен особый подход, у них своя точка зрения, и переубедить их непросто. Требуется терпение, особенно от учителя старой закалки. Ведь на таких бесполезно давить: «Ты сделаешь так, как я хочу». Нужно искать лазейки, чтобы такого ребенка переубедить и направить в нужное русло. Быть авторитетом для такого ученика — это большой труд. За 30 лет работы такие «звездочки» встречаются нечасто. У меня был Дима Грачев, наш известный спортсмен, сейчас он учится в АмГУ, кандидат в мастера спорта. Был еще один замечательный мальчик, Сережа Лазуткин, добрый, светлый и целеустремленный. Стремился стать президентом. К сожалению, он трагически погиб. Если бы его жизнь не оборвалась на взлете, он достиг бы очень многого. У нас в классе стоит его фотопортрет, мы его помним.

Родителям первоклассников

Нельзя:

1 Негативно высказываться об учебном заведении, учителе и одноклассниках в присутствии ребенка, критиковать и осуждать школу.

2 Сравнивать своего ребенка с другими детьми. 

3 Заставлять учиться насильно, морально давить на ребенка, добиваясь, чтобы он делал уроки.

4 Говорить: «Ничего без меня не делай, приду вечером с работы, и сядем за уроки».

5 Платить рублем за хорошие отметки или выученные уроки.

6 Запугивать школой — вот пойдешь, и там тебе покажут, где раки зимуют.

Можно:

1 Если что-то не нравится, эмоции выплеснуть в узком взрослом кругу, а потом обсудить проблему с учителем и вместе найти выход.

2 Сравнивать сегодняшние достижения ребенка с его вчерашними достижениями.

3 Предоставлять самостоятельность, предлагать помощь, проверять результат и хвалить, хвалить, хвалить.

4 Предложить: «Выполни задание сам, а я вечером проверю и помогу найти решение, если ты в чем-то сомневаешься».

5 Награждать походом в кино, в парк и другими общесемейными радостями.

6 Сказать: «да, в школе у тебя будут новые обязанности, но там ты встретишь хороших новых друзей, у тебя будет свой первый учитель».