Файер-шоу — довольно молодое для Благовещенска увлечение. Появилось оно во многом благодаря первому и пока единственному официальному театру огня под названием «Одержимые». В сентябре коллектив объявил официальный набор в свою команду.

«Не пущу!» — категорично заявил любимый. «Ничего, мы пойдем другим путем», — коварно ухмыльнулась я и отправилась к главному редактору — предлагать тему «Как я участвовала в файер-шоу» и выдвигать себя на роль экспериментатора. Руководство дало добро, а я убила сразу двух зайцев: и материал напишу, и попробовать смогу. А там, может, у меня уникальный талант откроется, и уговорят меня местные файерщики стать звездой театра огня.

Правда, в телефонном разговоре с руководителем «Одержимых» Алексеем Зимниковым выяснилось, что до первого «поджигания» (так называются занятия с горящим реквизитом) нужно тренироваться как минимум месяц. Я начала отчаянно торговаться. Сошлись на двух неделях. На следующий день я продолжила донимать Алексея звонками. В итоге он проникся серьезностью моего эксперимента (или просто отчаялся отвязаться) и пообещал дать поработать с огнем в первый же вечер.

Коллеги шепотом советовали подогнать отряд пожарных.

Мячом в лоб

Тренировки театра «Одержимые» проходят в Благовещенском городском Доме народного творчества. Туда я и отправилась после работы. Несколько упражнений на разминку рук, и вот я уже придирчиво выбираю подходящую пару тренировочных поев (теннисных мячиков на веревках).

Алексей объясняет основное упражнение, которое должны выполнять новички в течение нескольких недель. Оно называется «нарабатывать плоскости для вращения». Встаю прямо, руки почти по швам, и начинаю раскручивать тренировочные пои. Главная сложность, по словам обступивших файерщиков, — добиться, чтобы радиусы кругов были перпендикулярны земле и параллельны друг другу.

На первый взгляд — проще легкого. Однако через некоторое время понимаю, что шарики ни в какую не желают слушаться моих рук: крутятся под углом и вообще норовят запутаться веревками. Решив оставить скучные плоскости «на потом», требую показать мне какой-нибудь элемент. «Бабочка», «мельница», «фонтан», «пила», «спираль», «кросс»… Из всего перечисленного мне стабильно удавался только один прием под названием «мячиком по лбу». Ну и по другим частям тела, если честно.

После шариков я схватилась за стаф (полутораметровая палка, во время выступлений на ее концах зажигают огонь). Дело пошло веселее — я бодро махала им то в одну, то в другую сторону. Пока не подошел тренер и не объяснил, что стаф, оказывается, надо полностью прокручивать, причем как в кистях, так и на локте, спине и даже под коленом. Я честно попробовала. Потерла ушибленные пальцы на ноге (хорошо хоть занималась в кедах) и решила освоить веер. С тем же результатом.

Примерно через полчаса мне надоело отбивать свое многострадальное туловище, и я стала с надеждой коситься в окно: по словам Алексея, занятия с огнем лучше проводить после заката солнца.

Повелительница стихии

Мы выходим на улицу, парни смачивают керосином реквизит. Посмотрев на мою одежду, Алексей со вздохом стягивает с себя футболку: «надевай, испачкаешься ведь». В это время девочки помогают мне завязать бандану. Команда начинает танец огня: парни выписывают огненные кольца и спирали, а мне предлагают попробовать подержать стаф.

Послушный, извивающийся по твоей воле огонь — это очень красиво… Пока тебя там нет. Арина, фотокор, на следующий день рассказывала редакции, как я верещала «не надо, я передумала» и отпрыгивала от горящей трости. Я помню только два сгустка пламени, которые начинали плотоядно облизывать стаф, как только поворачиваешь его вертикально.

Я больше не хотела быть звездой театра огня. Да и вообще не была уверена, что сумею удержать настоящее пламя, которое явно не собиралось меня слушаться. Но потом глубоко вздохнула и схватилась за середину трости.

Говорят, что файер-шоу — как наркотик. Если ты однажды «поджегся», то уже не сможешь без этого жить. Кажется, я поняла этих ребят, которые готовы каждый вечер по несколько часов упорно тренироваться с теннисными мячами. Не для зрителей, не для шоу. Для себя. Потому что забыть ощущение того, что ты управляешь огненной стихией, уже невозможно.

Файер детям не игрушка

За каждым эффектным выступлением на сцене стоит серьезная и кропотливая подготовка.

— Мы рисуем схемы передвижения артистов, вымеряем расстояние до зрителей, определяем «зону риска» и предоставляем все расчеты в пожарную часть, а отдел культуры Благовещенска и в родной ГДНТ, — объясняет руководитель театра огня «Одержимые» Алексей Зимников. — На всех выступлениях присутствуют специалисты с пиротехническим образованием, а коллектив ежемесячно сдает правила техники безопасности.

Кстати, минимальный возраст участников театра — 16 лет. И даже после нескольких месяцев занятий тренер может отказать новичку в «поджигании», если видит, что он не способен управлять горящим реквизитом.
— Строгий отбор, жесткий график тренировок и никакой самодеятельности. Не многие выдерживают такой режим, — признается Алексей. — Наш постоянный состав не больше 20 человек, хотя интерес к файер-шоу у молодежи довольно высокий. Многие ломаются, предпочитают более легкий путь и уходят в нелегальные уличные коллективы. Это их право и их выбор. Но для выступлений на сцене превыше всего должна быть безопасность зрителей.

Цифры

5 минут в среднем длится огненное шоу

5 литров керосина сожгли на этой тренировке