Уважаемый Александр Николаевич! На ваш вопрос отвечают специалисты службы корпоративных коммуникаций Забайкальской железной дороги:

— Ценообразование на билеты в пригородном сообщении имеет абсолютно прозрачную методику и складывается из двух составляющих. Первая составляющая — плата за пользование железнодорожной инфраструктурой, ее устанавливает Федеральная служба по тарифам. Все приказы и пояснительные материалы ФСТ можно найти на официальном сайте ведомства. Затраты на содержание железнодорожной инфраструктуры (путевого хозяйства) составляют примерно 40—60% тарифа, именно поэтому себестоимость билета на электричку достаточно высока по сравнению с другими видами транспорта.

Вторая составляющая тарифа — затраты собственно на перевозку. Это затраты пригородной пассажирской компании, которые включают содержание и обслуживание поездов, оплата услуг депо, сотрудников, билетных касс и т. д. Методика расчета также разработана ФСТ, и все пояснительные материалы находятся в открытом доступе на сайте ведомства.

В общественном сознании по-прежнему бытует миф, что тарифы устанавливают РЖД, поэтому и претензии по якобы завышенной цене на билеты предъявляют к железнодорожникам. На самом деле РЖД, а теперь пригородные пассажирские компании ежегодно предоставляют расчеты экономического обоснования тарифа властям субъекта Федерации. Именно региональная администрация (города Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и т. д.) утверждает итоговый уровень тарифа для населения.

Рост железнодорожных тарифов связан с объективными экономическими факторами: индексацией тарифов на электроэнергию, динамикой цен на продукцию металлургических предприятий и т. п. Федеральная служба по тарифам утверждает уровень индексации на год вперед. В 2011 году общесетевой тариф за пользование инфраструктурой РЖД для пригородных пассажирских компаний был индексирован на 8%.

Следует подчеркнуть, что речь идет только об одной составляющей конечного тарифа — плате за пользование железнодорожной инфраструктурой.

Стоимость проезда для пассажиров во всех регионах определяют местные власти, поэтому уровень индексации конечного тарифа в разных регионах может отличаться. Если смотреть в территориальном разрезе, то утверждение, что тарифы везде растут, неверно. В 2011 году многие регионы вообще не индексировали тарифы на пригородные электрички, оставив их на прежнем уровне (например, Москва и Московская область).