Амурские отоларингологи одними из первых в России начали применять видео-эндоскопические технологии, которые являются неотъемлемой составляющей медицины будущего. Они обусловливают низкую степень травматизации тканей во время хирургических вмешательств. Хороший обзор операционного поля обеспечивает точность и целенаправленность каждого движения хирурга, а запись хода операции на электронные носители не только гарантирует юридическую защиту прав врача, но и серьезно помогает в обучении и повышении его квалификации, при анализе ошибок. 

А с недавних пор эндоскопические операции в региональных клиниках проводят еще и с помощью лазера. К слову, амурские профи от эндохирургии одними из первых осуществили уникальные операции по методике, запатентованной АГМА. Суть ее в том, что через маленькое отверстие в лицевой стенке гайморовой пазухи диаметром пять миллиметров вводится световод лазера и путем воздействия высокой температуры высушивается киста. Если классическая операция очень травматична — приходится делать большое отверстие со стороны полости носа, убирать всю слизистую и выполняется более часа, то новая методика и чудо-лазер позволяют уложиться всего в 20 минут. 

— Мы идем в ногу с современными требованиями, которые предъявляются к отоларингологии, — не без гордости говорит заведующая лор-отделением детской областной больницы кандидат медицинских наук Татьяна Цурикова. 

Среди пациентов этого отделения жители Якутии, Сахалина, Камчатки и других регионов. За 2010 год здесь провели более 1500 оперативных вмешательств различного профиля. 

Операция, на которой присутствовали спецкоры АП, проходила в два этапа. Ее выполнял старший ординатор отделения врач высшей категории Игорь Рубис.

— Первоначально мы сделаем септопластику, чтобы восстановить нормальное дыхание пациенту, — прокомментировал ход предстоящей операции Игорь Александрович. — Грубо говоря, мы вытащим носовую перегородку, выпрямим ее на специальном аппарате и поставим на место. То есть она будет сохранена, что немаловажно для последующей жизни человека. Затем уже приступим к эндоскопической операции на гайморовой пазухе. 

Крохотная видеокамера диаметром всего 3,5 миллиметра, вмонтированная в эндоскоп, позволяет наблюдать за действиями хирурга внутри гайморовой пазухи. Микроинструментом доктор Рубис удаляет патологическое образование. 

При обычной операции с таким же диагнозом, чтобы хирургу было все видно, делается разрез под губой. Затем вскрывается большое отверстие через нос. В таком случае повреждается строение слизистой оболочки. Эндоскопические микрооперации не нарушают анатомическую целостность в пазухе и нетравматичны. К тому же появляется реальная возможность значительно сократить время самой операции, избежать осложнений после хирургического вмешательства. 

— С каждым годом количество органосохраняющих операций растет. Мы стремимся, чтобы было как можно меньше вмешательства на детском организме. И все эндоскопические операции для детей проводим бесплатно, — подчеркнула Татьяна Цурикова.

Гипертрофированные, отечные носовые раковины хирурги подкорректировали лазером. Причем делали это под слизистой оболочкой с низким накалом лазера. 

— Когда снаружи делается прижигание лазером (такие методики используют в других клиниках), нарушается функция слизистого эпителия. Это словно по тундре проехали на гусеничном тракторе, и остался грубый след, — привела пример кандидат медицинских наук. — Это вредно и плохо, потому что ведет к рубцовым изменениям на слизистой. Чего быть не должно, особенно в детском организме, когда носик еще формируется. Поэтому любые вмешательства должны быть как можно более щадящими. 

Ежегодно детские отоларингологи проходят специализацию в ведущих клиниках России с получением сертификатов специалиста. Игорь Рубис проходил неоднократное обучение в Ярославле — у пионера эндоскопической хирургии профессора Козлова, в Санкт-Петербурге, Казани.  Передовой технологией овладели доктора Алексей Скродерис, Ирина Тарасова, Алексей Можаров, Наталья Третьякова, которые сегодня успешно проводят органосохраняющие эндоскопические микрооперации.  

 

Цифра

1,5 тысячи оперативных вмешательств различного профиля провели в лор-отделении областной детской больницы за 2010 год. 

 

Татьяна Цурикова, заведующая лор-отделением детской областной больницы:

— С незначительным искривлением носовой перегородки еще можно мириться, но если приличное искривление, то обязательно надо делать операцию. Если человек плохо дышит, в первую очередь нарушается насыщение кислородом тканей мозга. Сердечная мышца страдает. Что касается нашего пациента, парень постоянно ходил с приоткрытым ртом. Мало приятного. Уже не говорю о том, что ребята с такой патологией никогда не поступят в военное училище и, конечно, их не возьмут на работу в силовые структуры, потому что должно быть идеальное носовое дыхание.