И такие упреки работники Амурской региональной общественной организации российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов, в хозяйственном ведении которой находится данный водный объект, выслушивают не один год.
Необщедоступный водоем
— Я уже устал объяснять людям необоснованность их претензий и обвинений, — говорит председатель правления организации Сергей Калищук. — Территория, о которой идет речь, была выведена из категории земель общего пользования более 30 лет назад. 14 марта 1979 года Амурское областное общество охотников и рыболовов (так мы тогда назывались) получило государственный акт о передаче ему в бессрочное и бесплатное пользование участка площадью 143 гектара в Благовещенском районе неподалеку от села Прядчина. Для строительства на нем водохранилища с целью рыборазведения и организации спортивно-любительского рыболовства.
Даже в советские времена, когда образование, медицинское обслуживание, обучение детей в спортивных секциях и различных кружках было бесплатным, за отдых и лов рыбы на Прядчинском водохранилище с людей брали деньги. Дело в том, что негосударственная организация охотников и рыболовов построила искусственный водоем полностью на свои средства. На производство гидротехнических работ — возведение головной плотины, более полутора километров обваловочных земляных дамб и системы двухступенчатого водосброса — в общей сложности было потрачено около 200 тысяч рублей. По тем временам — огромные деньги. Для тех, кто не знает или подзабыл: в 1980 году килограмм колбасы стоил два рубля, а проезд в автобусе — пять копеек.
Один рубль за удовольствие
Со дня сдачи в эксплуатацию Прядчинского водохранилища на нем активно занимались рыборазведением. Были годы, одних только подросших карасиков в водоем запускалось по 50—60 тысяч. Плюс молодь сазана, змееголова, щуки и других видов рыб. На это тоже уходили деньги, и немалые.
Путевка в восьмидесятые стоила один рубль в сутки. Платность посещения водоема тогда никого не возмущала и не пугала. С пятницы по воскресенье берега водохранилища были буквально забиты любителями рыбной ловли. 60 гребных лодок катастрофически не хватало. Доходило до того, что пользование плавсредством ограничивали двумя часами — настолько велик был наплыв рыболовов. Несмотря на это, взимаемая с людей плата составляла лишь пятую часть расходов по содержанию водохранилища. И тогда, и сейчас убытки перекрывались членскими взносами и продажей путевок на охоту — это два главных источника финансирования общественной организации в советские времена и нынешние.
О том, как жилось амурским охотникам и рыболовам в восьмидесятые, говорит одна цифра: на 31 декабря 1991 года общество имело на своем счете два миллиона рублей. Через день денежная реформа превратила это богатство в жалкие крохи. С того момента и по сегодняшний день организация ведет нелегкую борьбу за свое выживание.
Справедливость восторжествовала, но…
Особенно тяжело ей пришлось в 2005—2007 годах после вступления в силу нового Земельного кодекса. Территорию Прядчинского водохранилища ошибочно отнесли к категории особоохраняемых водных объектов с соответствующими статусу кадастровой стоимостью — 131 миллион рублей и земельным налогом — 390 тысяч рублей. Теперь уже Амурская ассоциация охотников и рыболовов, залезая в долги, платила требуемую неподъемную сумму и три года обивала пороги государственных учреждений, доказывая, что участок ей был выделен из значительно более дешевых земель сельскохозяйственного назначения. Справедливость восторжествовала только в 2008-м. В результате кадастровая стоимость объекта уменьшилась до 1,8 миллиона рублей, земельного налога — до 14 тысяч. Однако более миллиона переплаченных ассоциацией рублей так и остались в государственной казне: их возврат действующим законодательством не предусмотрен.
Содержание Прядчинского водоема — дело хлопотное и затратное. Ежегодные убытки составляют от 300 до 600 тысяч рублей. Для выполнения предписания Ростехнадзора пришлось отправить на учебу в Хабаровск двух человек. Вот уже шесть лет этим специалистам выплачивается зарплата. Всего же в штатном расписании ассоциации значится 80 работников. В 18 районах области действуют структурные подразделения организации, ведущие учетные, охранные и биотехнические работы. Денежное вознаграждение за труд 53 егерей не превышает 7500 рублей в месяц.
Платить больше не из чего: количество членов ассоциации с 28 тысяч человек в 1987 году уменьшилось до 16 тысяч.
Поэтому лов рыбы и нахождение на гидротехническом сооружении «Прядчинское водохранилище» были и будут платными. В прошлом году стоимость суточной путевки составляла всего 250 рублей. Причем на эту сумму можно было порыбачить и отдохнуть всей семьей, поскольку денег с женщин и детей не брали. Планируется не брать и дальше.
Печальный вердикт
Однако в нынешнем году эта статья доходов полностью не работала. Путевки не продавали из-за начавшегося на водохранилище ремонта. Не гидротехнических сооружений, а водоема. Увы, время не только лечит.
Летом 2010 года ООО «НПП «Природоохранный центр» по заказу амурской ассоциации охотников и рыболовов провело рыбохозяйственное обследование Прядчинского водохранилища. Вот что, в частности, прописано в заключении специалистов: «За 30 лет существования водоема четко отмечены процессы его дистрофикации (обеднение питательными веществами, живыми организмами и кислородом): накопление иловых отложений составляет до 1,4 метра, уменьшение глубины — от 1,0 до 1,4 м, сокращение площади зимовальных ям — на 40—50 процентов. Процесс старения водоема значительно ускорился в последние пять лет. Только за 2009 год прирост иловых отложений составил 26—28 сантиметров. Происходящие естественные природные процессы уже в течение последующих семи-восьми лет приведут к полному обмелению водоема и, соответственно, к разрушению естественного ихтиокомплекса промысловых рыб.
Таким образом, складывающаяся ситуация вообще предопределяет уничтожение рыбхоза и базы отдыха на Прядчинском водохранилище».
Печальный вердикт ученых содержит и меры по спасению водного объекта: «Необходимо максимально в кратчайший срок — в течение года — выполнить работы по рекультивации ложа водохранилища. Она включает в себя: предварительный сброс уровня воды до естественных отметок затопленного в 1980 году озера (на 1,0—1,2 метра), максимально возможную очистку дна от иловых отложений, засев осушенных площадей злаковыми культурами (костер, тимофеевка).
Последующее затопление ложа водоема приведет к оптимальным рыбоводным условиям на протяжении трех-пяти лет».
Косметический ремонт
Перечень рекультивационных работ занял в заключении всего шесть строчек. Но чтобы полностью и надлежащим образом воплотить прописанное на бумаге в жизнь, необходимо было изыскать около 100 миллионов рублей. Такие деньги охотникам и рыболовам в последние два десятилетия не снились даже в самых радужных снах. На бюджетные средства рассчитывать не приходилось: федеральное законодательство исключает помощь государства общественным организациям.
— В прошлом году на заседании совета правления даже поднимался вопрос о ликвидации Прядчинского водохранилища, — вспоминает Сергей Калищук. — Некоторые люди говорили: зачем нам нужен объект, приносящий одни убытки. Давайте вернем речку Чалку в естественное русло, как это было до 1979 года, и искусственный водоем снова станет озером. Этим мы снимем с себя ответственность за гибель рыбы. Но все-таки большинством голосов было принято решение еще побороться за жизнь водохранилища. Есть другая методика — тоже со сбросом воды, но без дорогостоящей чистки ложа от накопившегося ила. Вместо капитального ремонта мы выполним, из-за отсутствия средств, косметический, который позволит лишь отодвинуть кончину водоема на три-четыре года. Надеемся, что за это время в государственной политике что-то изменится в лучшую сторону в отношении к общественным организациям, занимающимся таким видом деятельности, как мы.
В октябре прошлого года в водохранилище на один метр спустили воду. Естественно, рыба стала ловиться значительно хуже, поэтому путевки в этом году не продавали. На появившейся суше с весны по осень нарастала околоводная растительность, которая после возвращения весной 2012 года воды на прежний уровень будет служить для рыбы зоной безопасности и местом нереста. В результате изменения кислотности почвы количество биомассы, которой питается молодь, увеличится примерно в 50 раз, а значит, она будет значительно быстрее расти. Но все это полумеры, для сохранения водоема необходима его очистка от почти полутораметровой толщи ила.
— По предписанию Ростехнадзора, нашей организации необходимо получить утвержденный «Расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения водохранилища «Прядчинское», — поделился в конце нашей беседы еще одной проблемой Сергей Калищук. — Если мы не сможем доказать безопасность объекта, то не будем заполнять водоем, и он останется в своих естественных природных границах.
На сегодняшний день в Прядчинском водохранилище обитает полтора десятка видов рыбы. Ловится не только мелюзга — ротан, гольян, горчак, косатка, но и крупняк. В прошлом году на удочку ловили сазанов, щук и змееголовов весом от шести до восьми килограммов. Так что рыба в водоеме есть. Пока есть.
Технические характеристики Прядчинского водохранилища (на момент сдачи объекта в эксплуатацию)
Площадь — 121 га.
Объем — 1470 куб. м.
Длина — 4 км.
Максимальная ширина — 310 м.
Наибольшая глубина — 4,4 м.
Средняя глубина— 1,2 м.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии