АП: В последние годы в ряде стран трафик мобильного Интернета превысил трафик фиксированного. Какова с этим ситуация в России и на Дальнем Востоке?
И. Е.: Я бы не стал в этом смысле сравнивать нас с Западом — ни Дальний Восток, ни Россию в целом. У нас крайне низкое проникновение фиксированного интернета. Для Европы характерно почти 100-процентное покрытие населенных пунктов, за Уралом этот показатель — 20—25 процентов. Если в больших городах все еще более или менее нормально, то в малых населенных пунктах ситуация c фиксированным интернетом намного хуже. Мало того что проникновение низкое, так еще и устаревшие технологии не позволяют предоставлять тот уровень скоростей, потребность которого сейчас есть у пользователей. Если человек хочет онлайн смотреть сериал — он не сможет этого сделать.
Поэтому именно мобильный интернет в России, и в частности на Дальнем Востоке, очень часто, а порой и безальтернативно становится точкой подключения к высокоскоростному интернету. Понятно, что потребности у всех разные. Для бизнеса — это корпоративные приложения, для частного потребителя — медиаисточники. Часть качает, часть смотрит что-то онлайн. Но самый популярный вид использования модемов — это, конечно, интернет-серфинг, поиск информации.
Если говорить о росте спроса, то у нас с начала года трафик вырос более чем в четыре раза. Я абсолютно уверен, что рост будет только увеличиваться — здесь играет роль повышение уровня образования общества в целом. Потребители открывают для себя все новые возможности всемирной сети: не только просмотр новостей и почты, но, например, дистанционное образование с помощью интерактивных сайтов. Например, возможность совершить онлайн-экскурсию по залам Лувра на сайте этого музея.
И важно, чтобы эта эволюция потребностей аудитории соответствовала развитию возможностей сетей операторов. Мы въезжали в Благовещенск в час пик, в половине шестого вечера, а счетчик у меня на телефоне показал скорость загрузки в сети МТС 3,5 Мбит/с. Это отличный результат, гарантирующий качественное пользование любым «тяжелым» контентом.
М. Ч.: Одно увязано с другим. В последние годы мы увидели взрывной рост трафика. Эта тенденция набирает силу после ввода сетей 3G. То есть проникновение интернета, доступность интернета для обычного человека, стало в десятки раз выше. Как только появляется хорошая скорость, люди сразу начинают ей пользоваться. За последние два-три года трафик вырос больше чем в 20 раз. В сетях «второго поколения» потребление было ограничено в силу недостаточных для комфортного использования интернета скоростей. Сейчас быть всегда онлайн — определенная мейнстрим-культура, и это тоже влияет на рост трафика. Все больше людей выбирают мобильные аппараты, с которых удобно выйти в интернет, этому способствует и тенденция по снижению цен на смартфоны. Сейчас уже не нужно долго копить или брать кредит на покупку телефона, за три-четыре тысячи рублей можно приобрести современный сенсорный смартфон с поддержкой 3G.
АП: Телефоны c двумя SIM-картами сильно увеличили количество абонентов?
М. Ч.: В Амурской области проникновение сотовой связи превысило отметку в 150 процентов. Но это связано не с телефонами с двумя активными SIM-картами, а с наличием у одного пользователя нескольких гаджетов с SIM-картами: например, у одного человека, кроме телефона, есть USB-модем, iPad, навигатор — то есть он владелец уже четырех SIM-карт.
И. Е.: Технологии передачи данных вдохнули в сотовую связь новую жизнь. При этом есть еще и рынок M2M-приложений (machine to machine), когда общаются не люди, а устройства. Например, «Умный дом»… Уже точно не за горами времена, когда микросим-карты будут стоять в микроволновках, холодильниках, кондиционерах. Зачем мне ехать домой и потом включать кондиционер, и он только через два часа создаст нужную температуру, когда я могу послать SMS, и он заранее включится в нужном режиме. Уже сейчас эти технологии работают во многих сферах. Например, в автомобильных сигнализациях: отправляешь СМС — машина заводится. К ней подошли — она присылает СМС. Нам когда-то казалось, что это технологии далекого будущего, а это уже здесь. Все просто, и главное не требует от пользователя практически никаких затрат: трафик общения между устройствами — минимальный и обойдется всего лишь в несколько десятков рублей в месяц.
АП: Как вы думаете, проводная связь скоро умрет?
И. Е.: Актуальная сейчас тема для обсуждений. Будущее — за универсальными операторами, которые найдут новые точки роста, используя совокупные возможности своих сетей, как мобильных, так и фиксированных. Опыт европейских операторов показывает, что конвергентная игра дает существенный «выхлоп». Пользователю всегда удобнее, когда существует целая система связи, взаимодействующая со всеми его коммуникационными устройствами — телефон, планшет, домашний компьютер, телевизор. Задача оператора — предоставить ему связь в определенный момент времени, через оптимальную для этого момента технологию — мобильный интернет, фиксированный, перенаправляя трафик абонента между сетями, например через Wi-Fi, даже без разрыва сессии. Это наше будущее как конвергентного оператора, развивающего в России и мобильные, и фиксированные сети.
АП: Сколько вы сами по мобильному разговариваете?
И. Е.: Последний разговор — 32 минуты, в месяц — порядка 3 тысяч минут. Это в десять раз больше, чем разговаривает средний абонент. В общем, по Дальнему Востоку абоненты МТС разговаривают порядка 300—320 минут. Как-то исторически сложилось, что самый разговорчивый регион у нас — Забайкальский край.
М. Ч.: С введением тарифа «Суперноль», с возможностью бесплатных разговоров внутри сети МТС, в среднем абоненты Амурской области стали говорить по 400 минут в месяц, до этого было порядка 280 минут.
И. Е.: Мы хотим «разговорить» россиян, пока сильно уступающих европейцам: за рубежом абонент в месяц в среднем наговаривает 500 минут, а в России — около 300. Другая цель — сделать инновации в сотовой связи популярными. Если абонент говорит бесплатно внутри сети, экономя тем самым на основном наборе услуг связи, у него появляется отличная возможность, не увеличивая расходы, протестировать новые удобные возможности для работы и развлечений.
АП: Сколько трафика мобильного интернета потребляет средний абонент? Люди чаще используют интернет или все же звонят?
И. Е.: Сравнивать голосовой трафик и трафик от передачи данных некорректно, так как пока мобильным интернетом пользуется лишь половина клиентов. Но если говорить о самой интернет-активной части абонентов — пользователях безлимитных опций, то они в среднем потребляют 2,5 —3 Гб в месяц. При этом число таких людей постоянно растет. Этому способствуют и снижение цен на интернет, и рост скоростей в сети. Среди молодежи, которая предпочитает формат общения не «ухо в ухо», популярны и SMS-сообщения. А вот интернет-мессенджеры пока остаются очень нишевой услугой.
АП: Сколько в месяц абоненты тратят на связь?
И. Е.: В среднем ежемесячный доход компании от одного абонента по стране составляет порядка 270 рублей.
АП: А кто ваши клиенты?
И. Е.: У нас есть предложения для различных категорий пользователей — сегментация абонентской базы дает возможность индивидуального подхода. Невозможно создать один идеальный тариф, так как у различных категорий абонентов различные потребности. Если у молодежи это в основном SMS и мало голоса, то бизнес-пользователи SMS вообще практически не используют, им нужен голос и роуминг. Более 50 процентов абонентской базы статичны, лояльны выбранному оператору. Молодежная аудитория крайне подвижна, привязка к номеру у них минимальная, они активно ходят по операторам вслед за маркетинговыми акциями. Но это совсем небольшая часть базы, люди старше 25 редко там присутствуют.
М. Ч.: У нас до сих пор есть клиенты на таких тарифных планах, как «Джинс», если помните такой, и они ничего не собираются менять. Говоришь им, мол, уже поколений пять или десять тарифов сменилось, можно уже бесплатно внутри сети разговаривать. Отвечают — не надо, меня все устраивает. Мы стараемся это изменить, потому что тарифы, как любой продукт, имеют «срок годности», они актуальны по цене и условиям только в определенных условиях рынка. Мы сами заинтересованы в том, чтобы абонент имел возможность за те же деньги, что и раньше, пользоваться новыми, полезными для него услугами и сервисами, поэтому рекомендуем регулярно следить за новыми предложениями и как минимум раз в год менять свой тариф на новый, более выгодный.
Милый сердцу «Джинс»
АП: А кто ваши клиенты?
И. Е.: У нас есть предложения для различных категорий пользователей — сегментация абонентской базы дает возможность индивидуального подхода. Невозможно создать один идеальный тариф, так как у разных категорий абонентов разные потребности. Если у молодежи это в основном SMS и мало голоса, то бизнес-пользователи SMS вообще практически не используют, им нужен голос и роуминг. Более 50 процентов абонентской базы статичны, лояльны выбранному оператору. Молодежная аудитория крайне подвижна, привязка к номеру у них минимальная, они активно ходят по операторам вслед за маркетинговыми акциями. Но это совсем небольшая часть базы, люди старше 25 редко там присутствуют.
М. Ч.: У нас до сих пор есть клиенты на таких тарифных планах, как «Джинс», если помните такой, и они ничего не собираются менять. Говоришь им, мол, уже поколений пять или десять тарифов сменилось, можно уже бесплатно внутри сети разговаривать. Отвечают — не надо, меня все устраивает. Мы стараемся это изменить, потому что тарифы, как любой продукт, имеют «срок годности», они актуальны по цене и условиям только в определенных условиях рынка. Мы сами заинтересованы в том, чтобы абонент имел возможность за те же деньги, что и раньше, пользоваться новыми, полезными для него услугами и сервисами, поэтому рекомендуем регулярно следить за новыми предложениями и как минимум раз в год менять свой тариф на новый, более выгодный.
Цифры
300—320 минут в месяц наговаривают дальневосточные абоненты
400 минут в месяц говорит по мобильному абонент Амурской области
50 процентов абонентов не пользуются мобильным интернетом
2,5—3 гигабайта в месяц потребляют активные пользователи мобильного интернета
270 рублей в месяц в среднем тратит абонент МТС на связь.
Возрастная категория материалов: 18+
ок. критика в мой адрес и намек на мою ангажированность приняты. хотелось бы с вами поспорить, но оставлю это неблагодарное дело. Кстати, в планшете и ноутбуке юзаю разных провайдеров :))
— антон (гость)*задумчиво*
А по мне, так хорошая статья с профессионалами. Такие материалы со специалистами всегда интересно читать.
И фото хорошое:)))
— Андрейантон (гость), поздравляю вас с первым комментарием на сайте «амурской правды»! внимательно слежу за комментаторами, и новая личность с ярким и эмоциональным мнением не может остаться незамеченной)) мне лично исключительно приятно, что именно данный материал не оставил вас безразличным!
в ваших словах действительно чувствуется глубокое знание темы и технологий. мне даже кажется, что вы являетесь экспертом в вопросах телекоммуникаций, а быть может даже небезразличным сотрудником одной из компаний связи.
«амурская правда» всегда славилась демократичными взглядами и в вопросах телекома никогда не играла в одни ворота. и мне кажется, что тем, кому действительно есть, что сказать, найдут эту возможность вне зависимости от компании, которую они представляют. я к тому, что у вас всегда есть возможность от первого лица представить и аргументировать свою позицию.
с другой стороны, вы можете продолжить комментировать здесь по принципу давно знакомому всем заинтересованным сотрудникам компаний связи: анонимно, упоминая одного оператора со знаком минус, а другого — со знаком плюс. в этом нет ни чего-то нового или чего-то удивительного.
ну, а к словам автора материала мне, пожалуй, и добавить нечего. ведь он, в отличие от вас, хотя бы имеет реальный опыт продолжительного использования мобильного интернета от всех трех операторов сотовой связи.
ps. антон (гость), искренне надеюсь на то, что вы не исчезнете с сайта, оставив пару комментариев только к этой теме, а будете постоянным читатлем и комментатором материалов!)
— ссНу насчет ангажированности это вы зря все ж. Явных перегибов в сторону МТС тут нет, говорили в приципе про отрасль, мобильный интернет и прочие фишки. Продолжение на разные темы с перекрестным «допросом» других операторов еще последует.
Что до ваших слов про 3G, так это актуально абсолютно для всех трех операторов, потому что сеть дышащая, от нагрузки в конкретный момент времени скорость зависит. У всех пока с этим проблемы и наверняка еще долго будут. И уж кто-кто, но лидер в плане 3G в Благе сейчас явно не Мегафон: плавали — знаем, лежит дома модем в пыли. Так что вы тоже не перегибайте.
— Антон БуценкоПроплаченная статейка и фигня. 3,5 Мбит превосходит только 2G и старый DSL. Господину Егорову ли это не знать? У меня планшет на мегафоне 3г и ноут дома. Так вот если все 100 абонентов МТС в Благе, которые у него есть, одновременно выйдут в инет по 3Г, будет большой ППЦ. и никакой ютуб не откроется.
— Антон (гость)