Наш человек
О судьбе того мяча недолго спорила мировая спортивная общественность. Неважно — сгорит ли он в атмосфере или найдет свою черную дыру. Важно, кто сделал символичный удар. В десятой школе Белогорска на этот счет единодушное мнение — это наш человек!
— Как сейчас помню: сидит Миша в первом ряду возле окна и все время пишет, пишет и пишет. Он был настолько увлечен математикой, что мне приходилось держать в запасе два-три дополнительных упражнения. Их несколько человек таких было, кто очень быстро все делал, — припоминает события 70-х годов учитель Светлана Романовна Мокина.
С Героем России, летчиком-космонавтом Михаилом Тюриным она видится каждый день. Он на ее домашнем компьютерном столе — на фото в скафандре. На обратной стороне фотографии нехитрая, но трогательная откровенность: «Огромное Вам спасибо. Буду стараться походить на Вас!» В этих словах нет излишнего пафоса, да и сам он практически не изменился, разве что усы отрастил.
— У меня до сих пор язык не поворачивается называть его по отчеству. Миша да Миша, — признается Светлана Романовна. — И жена его в нашем классе училась. Таня за первой партой среднего ряда сидела, прямо передо мной. Их дружбу невооруженным взглядом было видно. Всегда за ручку, улыбаются. Я очень рада, что они вместе.
Все не зря
Михаил Тюрин в составе экспедиций на МКС работал дважды. В юности же мог представить себя кем угодно, только не космонавтом. В школьном музее хранится его письмо любимым педагогам. В нем он честно признается — на орбиту попал чуть ли не случайно.
Сразу после выпускного бала в 1977 году уехал в Москву покорять МИФИ, но стать инженером-физиком парню из амурской глубинки помешал слишком жесткий конкурсный отбор. Зато в Московский авиационный институт попал без проблем. Уже будучи студентом пятого курса аэрокосмического факультета, оказался в команде королевской компании «Энергия».
«Занимались мы отработкой и опробованием на себе методик, по которым впоследствии должны были тренировать космонавтов. Но, даже работая с космонавтами буквально вплотную, никакой суперзадачи себе не ставил. Просто однажды предложили перейти на другую должность, и здоровье оказалось подходящим», — пишет в письме в родную школу Михаил Владиславович.
— Слышу — по телевизору про него что-то говорят. Сразу своим кричу: «Тише, тише!» В душе закрутилось, как сама в космос попала. В такие моменты понимаешь, что все не зря, — радуется за ученика Светлана Романовна Мокина. — И парта его третья сразу вспомнилась, и как в походы они всем классом ходили, и металлолом собирали. У них очень дружный класс был, и эта сплоченность ему очень помогла. В 96-м году их класс собирался на юбилейную встречу, а Миша приехать не смог, как раз к полету готовился. Но когда один парень из их класса пострадал в аварии, они с Татьяной первыми пришли ему на помощь. И очень серьезно помогли материально.
Космос руками Тюрина
Сегодня школьный музей — это частичка космоса. Того самого — Тюринского. Его можно ощутить визуально и даже потрогать руками… самого Михаила Тюрина. Здесь его рабочий орбитальный комбинезон, фотографии, сделанные знаменитым земляком через иллюминаторы МКС, и перчатка от скафандра. Чем не повод прикоснуться к неземному и далекому.
— Есть еще вторая перчатка, — интригующе подмигивает девятиклассник Егор Кирюшатов. — Она в кабинете мэра хранится. Тюрин ему отдельный подарок сделал. Мэр теперь на все праздники эту перчатку выносит и всем дает померить. Уже пол-Белогорска в ней перефотографировалось.
Год назад космонавт побывал в родном городе. Приехал вдвоем с женой, вечером. Торжественные встречи планировались на следующее утро. Но, говорят, не усидели Миша и Таня — пришли в школьный двор, обошли здание, посмотрели в окна. Рядом небольшой сквер, который они же и посадили больше 30 лет назад. В сумерках постояли, помолчали. Их деревья уже стали большими. И только местные мальчишки, как собственные одноклассники. Любознательные и фонтанирующие идеями.
— Я ему по-английски задал вопрос о том, насколько необходим иностранный язык в космосе, — припоминает диалог со знаменитым земляком другой девятиклассник Никита Кушнарев. — Он на английском ответил, что на орбите необходимо общаться с зарубежными коллегами.
— А меня интересовали его первые впечатления о невесомости, — добавляет Сергей Шевченко. — Михаил Владиславович сказал, что чувствуется нехватка тактильных ощущений. Даже ночью непривычно спать без ощущения тяжести одеяла.
По информации из околокосмических кругов не исключена возможность очередного полета Михаила Тюрина в космос. Если так, то родной город, скорее всего, вновь станет домом для прославленного земляка. Ведь будущая столица российской космонавтики совсем рядом.
Досье АП
Михаил Тюрин, летчик-космонавт, Герой Российской Федерации, командир корабля «Союз ТМА-9», бортинженер МКС, фотограф. В 1984 году окончил Московский авиационный институт, кафедру «Проектирование аэрогидрокосмических систем». С 1984 года работает в ОАО «РКК «Энергия» имени С. П. Королева». В период с 10 августа по 17 декабря 2001 года выполнил 128-суточный космический полет на МКС в качестве бортинженера экипажа третьей основной экспедиции. В 2006 году в ранге капитана совершил второй полет на корабле «Союз ТМА-9». В ноябре 2006 года совершил удар клюшкой по мячику во время выхода в открытый космос. После второй космической экспедиции Михаил Тюрин участвовал в экспедиции в Антарктику, организованную ассоциацией «Студенты на льду». В октябре 2009 года в Центральном доме художника прошла персональная фотовыставка космонавта «Земля: вид сверху».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии