Сколько вешать в граммах
Несколько лет назад, когда цены на авиатопливо резко взметнулись ввысь, перевозчики значительно сократили расходы на питание: уменьшили количество блюд, заменили дорогие кушанья более дешевыми, отказались от горячего. Некогда привычные касалетки с традиционными «мясом-курицей-рыбой» сегодня могут позволить себе очень немногие авиакомпании. Но и эти блюда заметно потеряли в граммах.
— Я часто летаю в Москву и с каждым годом замечаю, что авиакомпании экономят на питании для пассажиров, — признается благовещенский бизнесмен Сергей Рогов. — Порции становятся все меньше и меньше. И порции горячего меньше, и салат трудно назвать салатом: в нем по одной дольке помидора, перца и огурца. Поэтому я часа через полтора после обеда опять хочу есть.
Авиаперевозчики, которые сегодня выполняют рейсы из Благовещенска в Москву, заказывают еду у одного поставщика — ООО «Бортсервис». Как рассказывают в фирме, чем кормить пассажиров, авиакомпания решает сама.
— Каждая авиакомпания определяет сумму, которая будет выделена на питание, исходя из нее и подбирается меню, — рассказывает заместитель директора ООО «Бортсервис» Людмила Никифорова. — Те авиакомпании, которые осуществляют беспосадочные рейсы до Москвы, предоставляют в течение полета два рациона питания. Это либо горячий обед и горячий завтрак, либо два горячих обеда. Меню, которое заказывают авиаперевозчики, достаточно полноценное и разнообразное. Как правило, это горячее на выбор, холодные закуски, овощной салат, фрукты, чай или кофе и десерт. Рацион меню составляется в зависимости от сезона. Например, в весенне-летнюю навигацию мы не предлагаем сложных салатов, а только овощи крупной нарезкой либо целым плодом.
А вот все, что касается стоимости обеда, — тайна, покрытая мраком. Как сказали в цехе бортпитания, информация по ценообразованию конфиденциальная. Не разглашают ее и в самих авиакомпаниях. Однако, как стало известно АП, это цены поистине высокого полета. Например, овощную нарезку, состоящую из 2—3 долек помидора и перца, авиакомпании закупают по цене около 90 рублей, а обычная запеканка обходится и вовсе в 300 рублей. Учитывая, что такие недешевые блюда во время полета предлагают дважды, нетрудно посчитать, в какую сумму пассажиру обходятся эти перекусы.
Никакой экономии
Сегодня регулярные перелеты из Благовещенска в столицу нашей родины выполняют две авиакомпании — «Трансаэро» и «Якутия». «Трансаэро» предлагает в полете два горячих обеда, «Якутия» — горячий обед и горячий завтрак. Однако, как отметили в «Бортсервисе», завтрак тоже достаточно питательный — блинчики с начинкой, омлеты с различными наполнителями, макароны под соусом болоньез. В обеих авиакомпаниях корреспондента АП заверили, что они не экономят на еде, а, напротив, стремятся сытно и разнообразно кормить пассажиров.
— Мы стараемся улучшить сервис для наших пассажиров и ни в коем случае не экономим на питании, — подчеркнул представитель авиакомпании «Трансаэро» в Благовещенске Юрий Крысько. — С 1 ноября в меню дополнительно включили еще две холодные закуски, теперь их уже пять. Кроме того, если раньше питание в экономическом премиальном и экономическом туристическом классах отличалось, то теперь всех кормим по премиальному классу.
Особый подход
Между тем немногие воздушные путешественники знают, что все зарубежные и ряд российских авиакомпаний готовы предоставить пассажиру специальное питание. И оно уже будет входить в стоимость билета — без каких-либо дополнительных наценок. Просто при покупке билета надо уточнить, какие именно у вас вкусовые пристрастия. Вернее, об этом у вас должен поинтересоваться агент. Сделал он это или нет — показатель его квалификации.
Бортовое спецпитание насчитывает десятки видов и делится на несколько групп: медицинское, вегетарианское, детское и, условно говоря, экзотическое. Наиболее многочисленна первая группа — медицинская. Помимо привычной диабетической кухни, существуют еще различные вариации (с высоким содержанием волокна, без лактозы и т. д.), подчас просто сложнейшие.
Как минимум четыре разновидности насчитывает вегетарианская авиакухня: строгая, молочная, без содержания молока и азиатская.
Особый раздел бортового питания — детское меню (для детей от 2 лет и старше). Это могут быть прошедшие специальную обработку мясо, овощи, фрукты и десерты. Младенческая еда представляет собой различные овощные, фруктовые пюре и соки. И, наконец, последняя группа — экзотика. К ней относят обед из морепродуктов, фруктовую кухню с полноценной закуской, горячим и десертом, а также восточное питание — блюда китайской и японской кухни. В проездном документе, если вы все-таки выбрали себе на обед нечто особенное, должна стоять соответствующая отметка. Учтите также, что заказы на спецпитание принимаются не менее чем за сутки до вылета, а иногда даже за 48 часов (зависит от конкретной компании и вида питания).
Правда, не стоит тоном, не терпящим возражения, требовать при бронировании билета обед, допустим, без добавления соли. Ваш заказ могут и не принять: все зависит от того, что может приготовить конкретный цех бортпитания. В частности, в благовещенском «Бортсервисе» по заявке авиакомпании могут приготовить 4 вида спецпитания: младенческое, детское, вегетарианское (лактозное/безлактозное) и с морепродуктами.
— Практически каждый день у нас заказывают питание для младенцев, чуть реже — вегетарианское и совсем редко — с морепродуктами, — отметили в компании.
Шум моторов перебивает вкус
Британские ученые выяснили, почему туристам не нравится вкус самолетной еды. Дело тут вовсе не в качестве предлагаемой пищи, а в том, что шум моторов влияет на восприятие вкуса. Интересно, что ранее в изменении вкуса еды в самолетах винили низкое давление. Европейские диетологи поясняли, что из-за пониженного давления в салоне самолета вкус напитков и еды воспринимается, как «при сильном насморке». И только томатный сок не меняет своего вкуса, поэтому пассажиры любят его больше остальных.
Возрастная категория материалов: 18+
Кристина, лично для меня без разницы, сколько авиакомпания тратит на мой обед. Мне важна конечная цена билета. Сегодня «Аэрофлотом» из Хабаровска можно улететь за 6500. В эту сумму входят и два обеда... Вы говорите, что два обеда за тысячу рублей... Это много?!!! Вы не забывайте, что вы летите на высоте 10000 метров, а не обедаете в студенческой столовой.
— Читатель (гость)А меня не устраивает, что за те 10-12 тысяч, что я отдаю за билет до Москвы, мне приносят прозрачный кусочек колбасы, такой же ломтик помидора, постную булочку, два кусочка хлеба и холодную рыбу с горсткой кукурузы. Хотя не спорю — бывают, и вполне приличные обеды. Но здесь дело еще в другом — в ценообразовании. Если прикинуть, то эти два обеда обходятся пассажиру примерно в тысячу рублей. За что??? Это напоминает споры про Мигулю и фонари, когда оптимисты говорят: молодец, столько улиц осветил. А реалисты напоминают: за эти деньги можно было в 3 раза больше фонарей поставить))))
— Кристинамне кстати нравится как готовит бортсервис в благе. ни в какое сравнение не идет с тем, как готовят в той же москве, иркутске, хабаровске или владике. у нас очень четкая и вкусная пища. а если повезет попасть на палтуса, так это вообще — мечта : ) так что не надо наговаривать на наших благовских поваров — у них все очень даже хорошо, более чем — по моему опыту
— ссУважаемые журналисты, вы бы лучше написали, как кормят в поездах, вот это повод для размышления. А здесь за 6 тысяч рублей (билет на самолет из Хаб-ка до Москвы) вы хотите, чтобы вам на самолет подавали побольше мяса... Кстати, перед Новым годом «Трансаэро», например, всех пассажиров угощает шампанским...
— Читатель (гость)Полностью не согласен с автором материала. Каждый год по несколько раз летаю в Москву эконом-классом разными компаниями и везде кормят так, что зачастую приходиться даже отказываться от ряда блюд. Анна, из вашего материала складывается такое ощущение, что на самолет садятся люди, которые не питались как минимум неделю и должны сразу наброситься на еду. 2 рациона питания за 7-часовой перелет, например, из Хабаровска — это достаточно! Предлагают на выбор горячее, подают ломтик рыбы, колбасную нарезку, фрукты, пирожное. Конечно, это не гроздь винограда или килограммовая горбуша, но бортового питания хватает, чтобы чувствовать себя вполне сытым.
— Читатель (гость)