Впервые в Приамурье Драган Сворцан побывал в мае этого года, посмотрел и убедился, что здесь есть строительные перспективы. В конце осени в область прибыли 35 его соотечественников.
— У нас хорошая строительная школа, — говорит Драган.
— Ваши застройщики привыкли работать с китайскими строителями, и, когда мы что-то делаем по-своему, нам говорят: а вот китайцы так не делают. Но я пришел сюда не учиться у китайцев, мы приехали показывать, как мы умеем работать.
Сейчас задача сербов — собрать бригаду амурчан и обучить их своей технологии. Тогда работать будет более выгодно. Рентабельно ли везти строителей из Сербии? «Почему нет? — недоумевает Драган. — Сел утром в Сербии в самолет, и на следующее утро он уже здесь. Когда есть работа на двух-трех объектах, эти затраты окупаются. Конечно, когда мы создадим команду из местных работников, затраты уменьшатся». Проблем с получением квот, по словам сербского инженера, у них нет.
По словам Драгана, в России сербы чувствуют себя комфортно. «Были проблемы с языком, но сейчас намного лучше», — улыбается Сворцан. Кстати, говорит по-русски он вполне прилично. Искать работу в России его заставила безработица в родной стране.
В Сербии сегодня непростая политическая ситуация, недавно косовские сербы просили президента Медведева предоставить им российское гражданство. В этом президент им отказал, но в Косово были отправлены самолеты с гуманитарной помощью.
— Косово — это особая страница в нашей истории, — говорит Драган. — Сербы — это не национальность, это принадлежность к православной вере. Скажешь серб — это значит православный, по-другому не бывает. Те, кто принял католичество, — хорваты, а мусульман у нас называют шиптары, или албанцы. Эти люди приняли ислам и больше не могли называться сербами. Шиптары исторически были неприятельски настроены по отношению к сербам. Сербы их притесняли, оттеснили на Сицилию. Шиптары, как китайцы, очень быстро размножились, и вскоре они получили в Европе и США собственное лобби и собственную мафию. Теперь они хотят создать великую Албанию.
У жителей центральной Сербии нет проблем с албанцами, но малочисленные косовские сербы сегодня испытывают притеснения с их стороны.
— В Косове раньше было много сербов, — продолжает Драган Сворцан. — Сейчас их там осталось, может быть, 10 процентов. Шиптары потихоньку скупали имущество сербов — дома, землю. И таким образом начали выдвигать их за пределы Косова. Когда последние оставшиеся сербы не захотели выезжать, в 1998 году началась война.
Одна из причин, по которой сербы не хотят уступить албанцам Косово, — именно там находятся главные православные святыни, Косово для серба — то же, что Святая земля для христиан и Мекка для мусульман.
Когда над небом Сербии в 1998 году закружили американские самолеты, Драган Сворцан работал начальником военкомата города Аранджеловац. «Когда российские миротворцы приезжали из Боснии и Герцеговины, мы обеспечивали им дорогу, чтобы они очень кратким сроком могли пройти 500 километров», — говорит он.
Российские миротворцы были нужны в Сербии, в этом Драган убежден и сегодня, они подняли моральный дух сербского народа, который чувствовал, что весь мир ополчился против него. Бомбежки мирного населения ВВС США Драган вспоминает как самые страшные страницы тех событий.
— У нас такая специфика, что три дня в неделю — в четверг, пятницу и субботу — у нас бывает большой рынок, — делится он. — Масса людей туда приезжает. А американские самолеты умышленно бомбят эту массу. Это было самое страшное.
Он ненадолго замолкает. Сербы поддерживали своих российских защитников. Когда власти отключили воду и электричество русским миротворцам, сербы едва не устроили бунт, хотели с оружием в руках идти на защиту российских воинов.
— Если бы не российские миротворцы, возможно, началась бы третья мировая, ведь все мировые войны начинались на Балканах, — заключает Драган.
Кстати, среди российских миротворцев в Сербии были и амурчане. Но это совсем другая история.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии