В новый коттедж Борангалиевы переехали в июне.В новый коттедж Борангалиевы переехали в июне.

Двухуровневый коттедж за серьезным забором стоит на самом въезде в Волково и смотрится как сказочный терем. Кто-кто в теремочке живет? Знакомьтесь: Валя, Настя, Лена…

И так, перечисляя имена десяти дочек и двух сыночков, постепенно добираемся до лежащей в колыбельке Марины. Самой старшей — 21, младшей — 2 месяца. Двое старших уже работают, одна учится на повара-кондитера, четверо — школьники, еще четверо дошколят и грудная малышка — дома с мамой.

В Волково Борангалиевы переехали из соседнего Грибского. О нормальном жилье они мечтали давно. В Грибском у них был ветхий аварийный дом, где на каждого члена семьи если и приходилось по три квадратных метра площади, то это уже было неплохо. Помочь многодетной семье ни местная, ни районная администрация не могли — не хватало ресурсов. Только при участии области удалось купить дом для Борангалиевых.

В апреле семья получила жилищный сертификат. Татьяна и Кайрат объехали все окрестные села, подбирая себе жилье. Это оказалось непросто — нужен был дом площадью не менее 165 квадратов и при этом совпадающий по цене с суммой сертификата. Подходящий вариант они нашли в Волкове.

— Здесь очень нравится, — говорит Татьяна Борангалиева. — Долго не могли поверить и привыкнуть, что у нас наконец-то нормальный дом. В Грибском мы жили в маленькой квартире, в доме 50-х годов постройки, где все уже сыпалось от старости. До сих пор не верится, что это с нами случилось. Сейчас в Грибское ездим, в свою квартиру заходим и думаем — а как мы там все раньше помещались?

Татьяна показывает новые хоромы: вот здесь кухня, где всем хватает места, там просторная гостиная с плазмой, комната детей-школьников с зеркальным шкафом-купе. Лестница с резными перилами ведет наверх, где комната старших девочек и родительская спальня.

Дверь из гостиной через холодный коридорчик ведет прямо в баньку — она находится под общей крышей.
Если раньше воду качали помпой и грели кипятильником, то сейчас все удобства дома. «Раньше целый день проплюхаешься, если стирка, а сейчас только на кнопочки нажимай, машинка-автомат все сама сделает», — говорит хозяйка.

— У нас 4 комнаты, места теперь всем хватает, — продолжает экскурсию Татьяна. — Дом мы купили уже отремонтированный, обставленный новой мебелью, все это было включено в его стоимость. Так что заехали и стали жить. Наши тут только тряпки да комнатные цветы.

Борангалиевы говорят, что решились на еще одного ребенка не потому, что уже знали о предстоящем новоселье. «Мы не решали, так получилось», — смущенно улыбаются родители. Они признаются, что к многодетности их привели не религиозные соображения, а скорее, любовь к детям. В это веришь, когда видишь, как Кайрат уже профессионально пеленает крошечную Марусю (так зовут новорожденную малышку в семье), как укачивает ее на руках, а другие черноглазые и темноволосые папины дочки крутятся рядом.

Кайрат по национальности казах, а по профессии — строитель. В Приамурье его в свое время занесла армейская служба, здесь обзавелся семьей и остался. Первый брак его распался, а потом он встретил Татьяну. У нее на тот момент было пятеро своих детей и тоже распавшийся брак. Создали семью, и с тех пор приросли детьми весьма существенно. «С женой повезло», — не прячет улыбки глава большой семьи.

По словам Татьяны, муж умеет все по строительной части — может и дом построить, и мебель смастерить. Работает по заказам — кому гараж построит, кому перекроет крышу, поэтому постоянного дохода не имеет. На содержание такой большой семьи денег все равно не хватает. Одного только хлеба здесь съедается по четыре буханки в сутки.

— У нас сейчас много денег уходит на коммуналку и особенно на электричество, — говорит Татьяна. — Стираем все время на машинке-автомате, титан греет воду, чтоб помыться, да еще отопление подключили, и у нас на четыре тысячи меньше чем за месяц нагорело. Субсидию получаем, но она не возмещает таких расходов.
Дети помогают по дому, у школьников есть подшефные дошколята. Если родители уехали на базу за продуктами, они знают — младшие будут присмотрены и накормлены.

Продукты Борангалиевы закупают оптом на базе, так дешевле. Ездят на старенькой «Тойоте». Мечтают о микроавтобусе, чтобы в него вошла пусть не вся семья, но хотя бы две трети. Но сами на него заработают вряд ли — сидят в долгах и кредитах.

Мнение

Татьяна Борангалиева, многодетная мама:

— Нам помогает Детский фонд — дает вещи, подарки детям к Новому году. В этом году центр «Доброта» тоже порадовал наших детишек подарками. А к 1 сентября нам дали книжки и канцтовары, которые собрала для нас одна из благовещенских школ. Я даже удивилась — никогда такого не было. Материнский капитал мы получили, но он у нас так и лежит неистраченный. Жаль, что потребительские кредиты нельзя за счет него погасить.