Низкая загруженность некоторых маршрутов приводит к их нерентабельности.Низкая загруженность некоторых маршрутов приводит к их нерентабельности.

— Это очередная попытка решить проблему за счет предпринимательского класса, — считает директор общественной организации водителей-предпринимателей «FAX» Леонид Степанчук.

На прошедшей сессии Заксобрания народные избранники в первом чтении утвердили поправки в областной закон об автомобильном пассажирском транспорте. Основным изменением в документе стало предложение формировать группы из рентабельных и убыточных маршрутов общественного транспорта и так выставлять на конкурс. Коснется это как междугородних, так и внутримуниципальных линий. Сейчас конкурс проводится отдельно на каждый маршрут.

— Закон необходимо принять для сохранения автомобильной маршрутной сети, которая с каждым годом неуклонно сокращается, — объяснила глава комитета по бюджету, налогам и финансам Заксобрания Марина Дедюшко. — За последние годы закрыты 54 междугородних маршрута. Аналогичная ситуация складывается в муниципальных образованиях. Основная причина сокращения — низкая рентабельность: перевозчики просто не участвуют в конкурсе, и маршрут снимается. А невысокая рентабельность формируется из-за низкого пассажиропотока.

Сейчас в области 128 пригородных и межмуниципальных маршрутов соединяют 222 населенных пункта, кроме того, работают 266 городских и внутрирайонных пассажирских линий. Депутаты согласились, что для их сохранения новый закон необходим, однако документ еще нуждается в корректировке.

— Закон предусматривает неоднозначные вещи, которые касаются непосредственно перевозчиков. Поэтому, не услышав их мнение, нелогично и неправильно будет принимать этот закон во втором чтении, — заметил глава комитета по вопросам экономики Сергей Абрамов. — Мы решили создать рабочую группу для доработки законопроекта.

В ее состав планируется включить депутатов, частных перевозчиков, а также представителей регионального правительства, органов местного самоуправления и областной прокуратуры.

— Мы также решили предложить правительству предусмотреть меры стимулирования предпринимателей, которые выиграют конкурс на совмещенные маршруты. Хотелось бы, чтобы они какую-то преференцию имели, чтобы у них был экономический интерес к работе на этих маршрутах, — добавил депутат Сергей Иванов.

В итоге в первом чтении закон поддержали 32 депутата, еще трое не голосовали.

Между тем перевозчики новую идею не одобрили. По их мнению, дополнительная нагрузка в виде нерентабельных маршрутов сделает этот бизнес невыгодным.

— Если бы рентабельность маршрутов была 70—80%, другое дело, а сейчас рентабельность максимум — 10—15%, и если «навешать» туда убыточные маршруты, она просто-напросто будет нулевая, не будет смысла работать, — пояснил глава общественной организации водителей-предпринимателей «FAX» Леонид Степанчук. — Сейчас и так многие уходят из этого бизнеса, а с новым законом вообще все побросают.

По его словам, рентабельность бизнеса сокращается с каждым годом из-за того, что повышение цен на билеты сильно отстает от роста стоимости бензина. Кроме того, постоянно дорожают запчасти, ремонт транспорта, аренда помещений. Единственный выход, который Леонид Николаевич видит в этой ситуации, — выплата государственных дотаций предпринимателям, которые возьмут в нагрузку убыточные маршруты.

— Или можно сделать так — допустим, работают на рентабельном маршруте 20 машин, а на нерентабельный посылают две. Может быть, так еще каким-то образом можно будет протянуть, — добавил он. — Но в любом случае, я думаю, без дотаций тут не обойтись.

Обсудить новый законопроект с перевозчиками и другими заинтересованными сторонами депутаты собираются уже в эту пятницу. Как рассказал глава комитета по экономике Сергей Абрамов, на 10 февраля намечено первое заседание рабочей группы.