О рентабельности маршрута будут судить по его наполняемости.О рентабельности маршрута будут судить по его наполняемости.

Напомним, законопроект утвердили в первом чтении на январской сессии областного парламента. До того как документ будет принят окончательно, у перевозчиков есть возможность внести свои предложения. Сейчас в области работают около 300 маршрутов, еще 100 пришлось закрыть, так как предприниматели не хотят обслуживать линии из-за их убыточности. В областном правительстве надеются, что объединение прибыльных и нерентабельных маршрутов общественного транспорта позволит сохранить маршрутную сеть. Нововведения касаются как междугородних рейсов, так и внутригородских. При этом власти продумывают и меры поддержки для перевозчиков.

В Белогорском районе группировку маршрутов поддерживают. Как рассказал начальник отдела транспорта, связи и местной промышленности района Александр Виноходов, белогорцев перевозят 11 пригородных и 4 муниципальные автобусные линии. 

При этом половина из них — убыточные, в основном из-за неравномерного пассажиропотока. «Утром автобус из Белогорска в село идет пустым, а людей везет только назад, в город, вечером — наоборот», — объяснил Александр Виноходов. По его мнению, выход один — выставлять на аукцион объединенные группы маршрутов.

Кстати, в Райчихинске объединение фактически уже произошло. Как заметил представитель муниципалитета, сейчас проблем с перевозками жителей нет: все 10 существующих маршрутов обслуживает один предприниматель. Поддерживают поправки в законе и в Благовещенске.

— У нас есть маршруты, которые приносят хорошую прибыль, а есть те, которые при всем желании не могут стать рентабельными. Тем не менее людей возить надо. Поэтому я считаю, что эти изменения в законе положительные, — подчеркнул начальник отдела транспортного обслуживания Благовещенска Юрий Грязнов.

Напротив, представитель благовещенских перевозчиков, глава общественной организации водителей-предпринимателей «FAX» Леонид Степанчук считает, что объединение маршрутов отрицательно скажется на качестве перевозок, так как предприниматели начнут уходить из этого бизнеса.

— Перевозчики вряд ли поддержат то, чтобы решали проблемы за счет их бизнеса. Возможно, это было бы не плохо, если бы наша тарифная политика соответствовала требованиям по развитию пассажирского транспорта. Но из-за роста цен рентабельность постоянно снижается. Да, по некоторым маршрутам она больше 10%, на других меньше, а на некоторых приближается к нулю.

Возможно, нужен какой-то компромисс. Я думаю, надо идти и по пути субсидий, дотаций, — отметил он.

— Мы понимаем, что этими поправками в закон всех проблем не решить, но, возможно, это снимет их часть, — согласилась с выступающими министр экономического развития, промышленности и транспорта области Марина Дедюшко. — Также муниципалитетам необходимо подумать над оптимизацией маршрутов, над поддержкой предпринимателей, в том числе возможно предусмотреть частичное покрытие их затрат. И в комплексе все эти меры сдвинут дело с мертвой точки.

Кстати, одна из благовещенских транспортных компаний уже пошла по пути группировки маршрутов. По словам ее руководителя, они сейчас обслуживают три городских маршрута, причем один из них абсолютно неприбыльный. Тем не менее, по мнению перевозчиков, к объединению маршрутов нужно подходить с осторожностью, чтобы дополнительная нагрузка на бизнес его «не утопила».
Один из основных вопросов, который интересовал всех собравшихся, — как власти будут определять, какой маршрут прибыльный, а какой нет, и по какому принципу их будут объединять. По мнению Марины Дедюшко, основными критериями рентабельности должны стать наполняемость автобусов, а также пассажирооборот.

Подробный порядок расчета этих показателей министерство экономического развития обещало разработать до понедельника и представить на очередном заседании комитета по экономике и собственности Заксобрания. Кроме того, свои поправки в законопроект могут внести и остальные участники рабочей группы.

— Я не хочу, чтобы мы принимали скоропалительное решение. Поэтому хотелось бы видеть какие-то конкретные предложения. В первую очередь это касается перевозчиков. Мы хотим вас защитить, чтобы вы потом не сказали, что депутаты приняли такое решение, от которого плохо и вашему бизнесу, и пассажирам, — подвел итог глава комитета по экономике Сергей Абрамов.