Но молодежь, невзирая на сложности, все равно держится за свои места. Один из таких энтузиастов — молодой технолог Кирилл Полевиков, который трудится на предприятии уже полтора года.

Молоко за вредность

— На заводе хорошо работается, — улыбается сквозь пыльную завесу Кирилл. — Постоянно что-то обновляется, появляется новое оборудование, делается ремонт. В этом цехе основное поле деятельности — формовочно-заливочный участок, здесь происходит формовка деталей и заливка. В дальнейшем они передаются в другие цеха. Вот плавильные печи стоят — они работают по очереди, вот конвейер, готовое литье выливается и складывается на него для охлаждения, — с воодушевлением делится тонкостями работы 23-летний технолог. — А я слежу, чтобы не было брака.

Вредность работы в литейном цехе обязательно компенсируется молоком и непременной прибавкой к зарплате. Менять место работы Кирилл Полевиков не собирается. Перспективы есть, платят нормально, говорит он. Зарплатный кризис завод давно оставил в прошлом: сотрудники теперь получают жалованье вовремя и вполне достойное, особенно на фоне других представителей амурского машиностроения. В среднем это около 26 тысяч рублей в месяц.

На предприятии сегодня трудятся порядка трехсот человек. Еще три года назад Благовещенский ремонтно-механический завод входил в энергетический холдинг и был известен как ПРП-станции. Тогда здесь производили металлоконструкции для энергетиков, преимущественно делали опоры ЛЭП. В 2008-м, во время реформирования энергетики Дальнего Востока, завод выставили на аукцион. В итоге он стал частью ГК «Петропавловск», переквалифицировался и освоил изготовление металлоконструкций и нестандартного оборудования для золотодобывающей промышленности. За несколько лет существенно обновился станочный парк, потянулась, наконец, на работу молодежь.

Тысячи тонн шаров в месяц

— Был тяжелый период, мы не скрываем. С 2008 года ситуация стала выправляться, и на сегодняшний день в плане загрузки и выдачи продукции мы — один из стабильнейших заводов, по крайней мере, в Благовещенске точно, — утверждает зам. генерального директора предприятия по коммерческим и финансовым вопросам Дмитрий Ядыкин. — Были задержки по зарплате, но с 2009 года этого нет. Зарплата выросла. И хотя любой работник говорит всегда, что хотелось бы больше, сегодня среди промышленных предприятий она у нас одна из самых высоких.

На заводе действуют четыре основных цеха — сборочно-заготовительный, литейный, инструментально-механический и шаропрокатный. В последнем процветает совершенно новое производство — изготовление мелющих шаров для золотодобывающих предприятий. Продукция реализуется исключительно на предприятиях ГК «Петропавловск». Пока в цехе работает один шаропрокатный стан. В него вложили 27 млн. рублей, и он такой — единственный на Дальнем Востоке.

Производительность машины достигает до тысячи тонн шаров в месяц. Между тем в планах у руководства — установить второй, более модернизированный стан. С его пуском завод планирует закрыть до 50—70% потребности «Петропавловска» в мелющих шарах. Есть и еще один новый участок — по сборке и производству рукавов высокого давления, в том числе до трех дюймов. Он заработал летом прошлого года. Задача здесь все та же — обеспечить продукцией рудники компании. Хотя в планах есть и выход на внешний рынок.

Бесспорный лидер

— Каждый год у нас наблюдается рост производства, — отмечает Дмитрий Ядыкин. — В 2009 году мы достигли низшей точки, было всего 162 млн. рублей выпуска. В 2010-м вышли на 240 млн. рублей, а 2011-й закончили уже с 386 млн. рублей. Металлоконструкции и литье достигают сейчас до 200 млн. рублей, рукава высокого давления — порядка 50 млн. По факту с 2009 года у нас объем вырос почти в 2,5 раза. В 2012 году по сравнению с этим еще в 1,5 раза мы должны его увеличить. С пуском первого шаропрокатного стана мы фактически увеличили объем производства в 2—2,5 раза. Но это не предел. Со вторым станом будем производить до 2 тысяч шаров в месяц и должны подойти к миллиарду продукции в год.

Несмотря на то что трудности у предприятия еще есть — остро, например, стоит проблема кадрового дефицита (впрочем, как и во всем машиностроительном комплексе области), этот завод — настоящий передовик. По оценке регионального экономического министерства, Благовещенский ремонтно-механический завод — первый в Приамурье по объему промышленного производства. И уровень зарплат на предприятии — не ниже среднеотраслевого по области. Вместе с ним в тройке лидеров стоят «Кранспецбурмаш» и «Бурея-кран».

Свободное плавание

— В 2011 году объем производства промышленной продукции по машиностроительному комплексу составил в Амурской области 6,8 млрд. рублей. В 2010 году это были 4 млрд. рублей. Прирост — 2,8 млрд. рублей, более чем в 1,7 раза. Это очень показательная цифра. Мы надеемся, что темпы прироста и вообще роста объемов нам удастся сохранить и в 2012 году, — строит планы замминистра экономического развития, промышленности и транспорта региона Эдуард Комирный.

Правда, если Благовещенский ремонтно-механический завод или же Свободненский вагоноремонтный завод — филиал ООО «Трансвагонмаш» — вполне самодостаточны и успешно движутся вперед за счет частных инвестиций, другим амурским машиностроителям пока не обойтись без поддержки. Это, в частности, относится все к тем же «Кранспецбурмашу» и «Бурея-крану». Встать на ноги таким, как они, помогают финансовые вливания из областного бюджета. За два года регион потратил на меры поддержки машиностроительного комплекса свыше 750 млн. рублей. Кроме того, Союз машиностроителей Амурской области ведет работу по размещению различных заказов на амурских заводах.

Чиновники экономического министерства уверены — именно господдержка помогает продукции областных машиностроителей быть конкурентоспособной.
Несмотря на это, в будущем такие заводы все-таки должны отправиться в свободное плавание. Сделать им это поможет в том числе крупный приток инвестиций на территорию региона. Он ожидается в связи со строительством космодрома Восточный, объектов соевого и горно-металлургического кластеров. Строители не обойдутся без продукции машиностроительной отрасли. Уже, кстати, достигнуто соглашение со «Спецстроем» о том, что при возведении космодрома всех представителей машиностроения и стройиндустрии Амурской области задействуют по максимуму.

— На сегодняшний день одних только металлоконструкций для нужд космодрома Восточный требуется порядка 11,5 тысячи тонн, — рисует перспективы начальник управления обрабатывающих производств минэкономразвития области Сергей Гололобов. — Представьте только — такой колоссальный объем перевезти по железной дороге из других регионов России. Это абсолютно экономически нецелесообразно. Было бы парадоксально везти кран из того же Калининграда через всю Россию, за 8 тысяч километров, когда у нас в 200 километрах от места нахождения объекта есть свой завод, который делает продукцию на уровне лучших мировых стандартов.

Мнение

Эдуард Комирный

Первый замминистра экономического 
развития, промышленности и транспорта области:

— Меры господдержки оказываются не всем машиностроительным предприятиям. Но кому-то в кризисный период нужно было дать шанс выжить: спасти от банкротства, провести модернизацию, ориентировать на производство конкурентоспособной и востребованной продукции. Тем более некоторые из предприятий относятся к числу градообразующих — например, в Прогрессе, Шимановске. Там работают люди, у которых есть семьи. Идущие отчисления в местный бюджет — это налоги. Все эти денежные средства потом направляются на какие-то социальные проекты, на строительство дорог в поселках-городах и так далее. Сейчас государство оказывает помощь предприятиям, но в итоге они должны стать самодостаточными. Через определенный период времени они перестанут получать меры господдержки.

Машиностроители в плюсе

1,2 млрд. рублей составил в 2011 году объем производства машин и оборудования в Амурской области. По сравнению с 2010 годом показатели выросли на четверть

250 комбайнов — на 25% больше, чем в 2010 году — собрали из белорусских и китайских комплектующих заводы «Кранспецбурмаш» и «Бурея-кран»

3,7 млрд. рублей составил объем промышленного производства у предприятий, изготавливающих транспортные средства и оборудование. Это на треть больше, чем в 2010 году

307 млн. рублей составил объем промышленного производства электро-, а также электронного и оптического оборудования. Этот уровень достигнут впервые за три года и больше вдвое по сравнению с 2010-м