За 94 года жизни ему есть чем гордиться: его рабочий стаж больше 60 лет, с женой они родили пятерых детей, а внуков и правнуков в общей сложности 18 человек. В гостях у ровесника газеты побывали журналисты «Амурской правды».
«Я уже коренной амурчанин»
Предки Петра Даниловича приехали на Дальний Восток еще во времена царствования Екатерины Второй.
— С запада откуда-то приехали, там, говорят, каждый третий Сивоздрав, — рассказал о происхождении своей фамилии Петр Данилович. — А я уже коренной амурчанин. Родился в Державинке Серышевского района. Пошел в сельскую школу — окончил четыре класса.
Чтобы учиться дальше, мальчишке из крестьянской семьи нужно было в город ехать, но денег на это не было, да и родителям нужно было помогать. Поэтому после недолгого обучения Петр Данилович сразу пошел работать.
— У меня руки никакой работы не боялись, все мог делать: и дома строить, и за лошадьми ходить. Отец помер, когда ему 82 года было, так что я пережил его уже на 12 лет, — говорит старейший житель села.
В двух рубашках родился
Отдельную страницу жизни пенсионера Сивоздрава занимает армия, где он отслужил семь сложных для всей страны лет.
— В армию меня призвали в 1939 году, мне в то время уже 22-й год шел. До этого два года подряд ходил на сборный пункт, меня наголо-то брили, а в армию не брали. В то время молодежи было много — перебор был, — вспоминает Петр Данилович. — В 39-м опять пришел на сборный пункт, сказал, что в этом году обязательно служить пойду. Рассказал про две неудачные попытки офицеру, тот просто сказал: «Иди служи».
Деревенского паренька определили на пограничную службу на Сахалин, именно там его застала страшная весть о том, что на СССР напали фашисты.
— Сначала рвался на запад, где шли самые тяжелые бои, но потом нам объяснили, что необходимо защищать Дальний Восток, — вспоминает ветеран. — Когда фашисты напали, японцы стали свои войска, технику к границе подтягивать, чтобы в случае чего нанести подлый удар. Наша задача была не допустить этого.
И все-таки повоевать Петру Даниловичу пришлось.
— Когда стали японцев гнать, я связистом служил. Связь приходилось налаживать, как говорится, под пулями. Солдаты подшучивали надо мной, мол, в двух рубашках родился — японские пули тебя не берут, — продолжил амурчанин.
«Переезжать в коммуналку не хочу»
На родную землю Петр Данилович вернулся в 1946 году. Работы предстояло много — нужно было поднимать порушенное войной хозяйство, строить новые дома, рожать детей.
— Про бои отец не любитель рассказывать. Да и вообще о себе много не говорит. Знаю, что после войны он всем успел позаниматься: и дома строил, и в милиции работал, а когда на пенсию вышел — в кочегарках вкалывал, — подхватил беседу сын Виктор. — Сам этот дом построил, когда в Серышево переехал, а сейчас ворчит, зачем такую казарму отгрохали?
— Я думал, что все семейство будет в этом доме жить, но не получилось. Двоих сыновей похоронил. Остальные дети поразъехались, — по-стариковски вздыхает Петр Данилович. — Бабка моя и то от меня переехала, когда новую квартиру в многоэтажке по сертификату как ветеран войны получил. А сам переезжать в коммуналку не хочу, куда я там смогу пойти с четвертого этажа — ноги-то не ходят, а здесь вышел — и свежий воздух, в огород. Да и дом, в котором столько лет прожил, будет обижаться, если все из него уйдут.
На почетном месте в комнате старейшего Сивоздрава — его выцветший портрет военных лет.
— Иногда смотрю на него — вспоминаю, каким в молодости был, — улыбается пенсионер. — Если бы у каждого человека спидометр был, то на мой бы уже лет-километров накрутило столько, что не сосчитать. Хотя пожить еще хочется на этом свете, хотя здоровье уже «давит». Раньше газеты читал, а теперь глаза совсем плохо видят даже с двумя очками. Когда дети «Амурку» приносят, то я только картинки рассматриваю. Но вы мне газетку пришлите, если можно.
На прощание Петр Данилович Сивоздрав пожелал всем читателям «Амурской правды» крепкого здоровья и всегда оставаться молодыми, хотя бы душой.
Здоровья вам, Петр Данилович!
— Родственники из Пензы (гость)