Попасть в струю
Приезжие в Москве вычисляются моментально. Прут против потока людей, вечно куда-то протискиваются, активно работают локтями. А ведь там главное — в струю попасть, и течение само вынесет. Все существование москвичей опирается на ряд неписаных, достаточно простых и крайне эффективных правил.
Итак, правило правой стороны. Эскалаторы под землей длиннющие. Однако большинство пассажиров, спускаясь вниз или поднимаясь на поверхность, становятся строго друг за другом, гуськом, занимая только правую половину эскалатора. В противном случае сшибут те, кто сильно торопится. Левая половина именно для них. Они так же в затылок друг другу, гуськом, но только бегут, перепрыгивая через скользящие ступеньки. И не надо никаких дополнительных табличек или напоминаний.
Любители ехать стоя никогда не сделают шаг влево, «бегунки» не претендуют на правый фланг. Тоже касается лестниц, переходов между станциями или даже обычных тротуаров. Встречные потоки людей идут только по правой стороне. Для каждого она своя, а значит, никто ни с кем не сталкивается.
Бывает, до смешного доходит. Устремляется под землю масса людей, а на выход никто не торопится — занята будет только половина перехода. Подобный образ жизни не просто привычка, он сродни менталитету, который не выкорчевать иными правилами. Москвичи привыкли жить, спешить и даже отдыхать в условиях вечной тесноты, а потому на подсознательном уровне ценят каждый свободный сантиметр. В час пик никто не сделает попытки застолбить место поближе к выходу из вагона метрополитена. Занимают любой пятачок пола. Это трудно объяснить, но люди едут, совершенно не разговаривая друг с другом, не переспрашивая и ничего не уточняя. Вместо этого спокойно читают книги, опять же музыкой уши заткнуты. А зачем волноваться, если даже в подобной тесноте никто и никому не помешает.
Ехать лучше, чем спорить
Продолжение подобной толерантности на обычных городских тротуарах. Встречные прохожие в абсолютном большинстве своем предпочитают сделать небольшой шаг в сторону, освободив проход друг другу. То же самое касается автомобилистов.
— Московские водители стараются уступать даже не столько из чувства уважения, сколько ради экономии времени, — делится подробностями шеф-редактор программы «Главная дорога» на НТВ Константин Морозов. — Все понимают, что можно в какой-то ситуации остановиться, попытаться кому-то что-то доказать и даже выйти из нее победителем, но ты потратишь на это целый час времени. Для Москвы это неоправданная роскошь, поэтому все стараются избегать каких-то разборок или явных нарушений.
К слову, про нарушения. За все четыре дня своего пребывания в златоглавой я видел всего одного стритрейсера. Причем чувство привычного раздражения от шума было напрочь перекрыто впечатлениями эстетического удовольствия. Марку машины разглядеть не успел, но модель явно свежая, блестящая, чистая, с официальными регистрационными номерами при полном отсутствии тонировки и других банальных атрибутов типа надписей «Boxing» или набора иероглифов. Сразу наши безвкусно-вульгарно украшенные «крестомаркочайзеры» вспомнились. На фоне Москвы они отдают откровенной провинциальностью.
Вообще сама манера вождения москвичей скорее вальяжная, уверенная и достаточно солидная. Стритрейсеры и прочие любители агрессивного вождения выплескивают свою энергию где-то на Воробьевых горах, стараясь не тревожить центральные и спальные районы. Возможно, поэтому не слышно нареканий в их адрес со стороны общественности.
Уступка за зебру
Заметен негласный кодекс общения между автомобилистами и пешеходами. Парковок в Москве катастрофически не хватает, поэтому машина, брошенная на прямо на зебре, вполне привычное зрелище. Но зато меня по-настоящему удивила готовность водителей пропустить пешехода в любой зоне проезжей части, даже не предназначенной для перехода.
Водители маршруток в Москве — мужики с юмором. На входе скромненькая, оформленная под официальную бумагу табличка «В целях повышения безопасности дорожного движения просим оплачивать проезд перед началом поездки!» Ну как отказать подобной просьбе. Причем «Газелей» на дорогах Первопрестольной встретить не довелось. Как правило, это небольшие автобусы. Без нудного шансона и бесконечных телефонных переговоров водителя.
А теперь внимание! Московская маршрутка останавливается по требованию пассажира с точностью до номера конкретного дома. Я сам был свидетелем, когда один пассажир попросил остановиться у дома номер 6, а следующий захотел выйти у дома номер 12.
Самый неудобный транспорт в Москве, на мой взгляд, это троллейбус. Кто-то распорядился установить внутри «рогатых» натуральные «вертушки». Да-да, точно такие, как на заводской проходной. Причем, прежде чем попасть внутрь троллейбуса, нужно пережить небольшое столпотворение возле водителя, продающего билеты.
Потом этот самый билет засунуть в вертушку, и уже тогда попытаться провернуть ее. В часы пик, когда народу в салоне битком, сделать это без ущерба для себя и окружающих почти невозможно.
Каша вместо гололеда
Дороги не знают гололеда. Любой участок московского асфальта обрабатывается реагентами. И в этом же многие беды москвичей. Снег превращается в густую, полужидкую нетающую субстанцию отвратительного коричневого цвета. Все это создает ощущение бесконечной слякоти. Поэтому большинство машин зимой не моются — потому что бесполезно. Даже номера заляпаны до такой степени, что невольно начинаешь сомневаться в их необходимости. И если на проезжей части вся эта липкая реагентовая жижа быстро раскатывается автомобилями по обочинам, то тротуары долгое время остаются покрытыми противной кашей.
Реагент разъедает лапы собак и обувь людей. Одна из моих коллег осталась без сапог буквально на вторые сутки — они натурально расползлись по швам, второй человек из нашей команды лишился кроссовок днем позже. Меня спасли только толстые, цельнолитые подошвы ботинок. Однако дома все же пришлось попотеть с мыльной тряпкой в руках — белые пятна въевшегося в резину и кожу реагента отмываются очень трудно.
Цифры
1,5 часа — среднее время ожидания такси по вызову в Москве.
30 рублей — средняя цена проезда в общественном транспорте Москвы
Да!отправьте меня в Москву!срочно))) а то все были,а я-нет!позор моим сединам
— Мария МурашкоКэп (с)
— Москвичка (гость)Кэп (с)
— Москвичка (гость)Всегда пожалуйста :) Вы, главное, громко не ругайтесь, а мы с радостью будем писать на интересные темы ;)
— АндрейСпасибо за ссылку, почитал про Морозова, совсем другое дело, это действительно интересно...
— Сергей Игоревич (гость)Москвич, не поверите, жила в Измайлово как раз и цены там ровно такие. А питание....могу и поменьше, но это было включено в общую систему пребывания! И, поверьте, наша бухгалтерия от этого не пострадала:)))) Да и не суть в обсуждении моих трат, я привела лишь как пример того, что Москва — это дорого! (Хотя скажу и продукты многие там дешевле, и если уж фаст фуд, то недорогой, и вещи можно сыскать подешевле). Но в этот раз я никаких лишних трат себе не позволяла. А вот позволить себе обычные поездки туда может далеко не каждый амурчанин! (Только проездом, только по делу, если поехать для себя посмотреть столицу — ой как дорого выйдет) Билет на поезде в купе туда стоит 12 тысяч рублей !!!!! (самолет дешевле)
— Катерина (гость)Сергей Игоревич, я уехал в Москву лет 8 назад. Не скажу, что жалею о своем выборе, свою малую родину по-прежнему люблю и иногда даже ностальгирую (иначе зачем бы заходил на амурские сайты), но возвращаться в Блг. не собираюсь. Лучше родину любить на расстоянии. Москву, в которую некогда был влюблен сейчас тихо ненавижу, но терплю, ввиду различных причин. За что не люблю? Причин много, вот лишь несколько:
1- За расстояния, пробки и огромное количество людей. Москва- абсолютно не комфортный для жизни населенный пункт. Больше всего раздражает транспорт. Из-за огромных пробок приходится пользоваться метро. В день я под землей провожу почти 4 часа ( 2 часа на метро до работы и 2 часа после).
2. Цены на жилье. За 8 лет я отдал на снятие квартир больше 2 млн. рублей. И хотя сейчас снимаю 2-комн. квартиру у знакомых и очень удачно 9всего за 15 тыс рублей в месяц) отсутствие перспектив решения жилищного вопроса с каждым годом все больше напрягает.
3. Огромное количество гастарбайтеров из Азии. Это то, что очень сильно напрягает всех. В некоторых районах москвы выходцев из Таджикистана и Узбекистана уже больше 50% всего населения. Власти об этом не предпочитают говорить, но Москва реально превращается в Москвабад. Иногда едешь по эскалатару и видишь как вымирает коренное население РФ. Славянские лица появляются все реже. Это очень напрягает.
— Москвич (гость)«Амурская правда», срочно отправьте в Москву Марию Якушеву!!! Что касается Катерины, 4-дневная командировка которой обошлась в златоглавой почти в полтинник. Ну что ж, Катя, вашу бухгалтерию хорошо развели. Приличный номер в гостинице Измайловская можно снять всего за 1500 ру.б в сутки. Да и покушать вы похоже любите — проесть почти 5000 рублей за 4 дня нужно постараться. Это ж недельный запас продуктов для семьи из трех человек.
— Москвич (гость)Про дворовые порядок мне тоже понравилось. Я там старушку видел, которая на лыжах между пятиэтажками ходила, так сказать отдыхала активно. Потому что чистота и порядочек кругом и под ноги из опасений вляпаться в собачьи экскременты смотреть не нужно. Еще мне понравилось, что собаки там в большинстве своем в намордниках.
— Андрей АнохинЯ повторюсь еще раз. материал готовился не для людей которым все было очевидно еще 10 лет назад. Он готовился для людей которым все не очевидно до сегодняшнего дня. Катерине большое спасибо за дополнения. Действительно очень интересно и показательно)))
— Андрей АнохинСергей Игоревич, благодарю за комплимент! Умела б писать, ой я бы как про Москву написала:)))) И про то, что там во дворах реальный порядок, дома пусть и старенькие хрущевки, но аккуратные: все подкрашено, выметено, прибрано, лавочки есть, деревья есть, клумбы....а на них тюльпаны. И ведь никто не рвет! И в подъезде блеск насколько это возможно, и дедуля-сосед со мной здоровался как с родной (хотя я видела его в первый раз). Правда, это воспоминания из другой поездки.
И рассказала бы как москвичи пусть и не коренные, а всего лишь с 30-ти летним стажем потчевали меня — тогда незнакомого человека в своем доме супом с телятиной, и как же они нахваливали эту телятину, и мне казалось,что ем чудное лакомство, а потом они мололи кофе на старой престарой кофемолки доставшейся им от прежних хозяев по наследству, она висела на кухне как раритетный телефон.
А еще я гостила у друзей в огромной квартире, сделанной из коммуналки в самом центре Москвы, и я ощущала себя в ней инопланетянином из 21-го века, который попал в 30-е года 19-го века, в эдакую «Зойкину квартиру». В Москве надо побывать! И на площади и в подворотнях! Жизнь их конечно заторможено-бегущую так сразу не поймешь, но чуть проймет:))))
— Катерина (гость)...что комментарий сам по себе отправился предыдущий.
Вот же он, Константин Морозов! Андрей про него писал, всё чин по чину!
http://www.ampravda.ru/2012/03/07/033754.html
— Андрей«Лучше бы рассказали, как в Москве живет тот же экс-амурчанин Морозов и другие, как им Москва?»
Сергей Игоревич. А вы, как я погляжу, газету то вниманием обделяете)))
— АндрейЗаметки про Москву писать можно, но зачем рассказывать про то, что итак всем известно было еще 10 лет назад из того же телевидения: пробки, метро много людей. Это понятно и без таких заметок любому человеку в том числе и в Стойбе. Лучше бы рассказали, как в Москве живет тот же экс-амурчанин Морозов и другие, как им Москва? Замечу, что мне гораздо больше этой заметки понравился комментарий Катерины, там есть столько любопытных деталей: и подробные цифры и даже названы пассажиры. Поэтому Катерина — зачет!!!
— Сергей Игоревич (гость)И еще замечу, в моей организации трудится 30 человек, за последний год в Москве побывали я и еще один парень (он правда ездил по своим личным делам, в гости). И скажу точно, 50 процентов коллектива в Москве не были ни разу. Хотя мечтают. И именно для таких и остальных других людей вот такие заметки...А почему бы нет!
— Катерина (гость)Москва!!! Как много в этом звуке!!!! Была там 4 раза за свою сознательную жизнь. Все 4 раза — командировки, в которых позволяла немного задержаться и узнать этот суетный мир. Крайняя поездка была 3 недели назад — самолет под завязку. В нем летели пресловутые чиновники — в лицо узнала нескольких и даже поздоровалась, бизнесмены (тоже несколько человек знакомых, в их числе и Корнеев). И большая часть — как раз вахтовики и нефтяники. Это было понятно и по внешнему виду людей, и по разговорам и говору. Во всем самолете ровно 5 представителей молодежи. Чуть больше пенсионеров. Людей туристического вида по моему вообще не было. И вы скажете это доступно? Моя 4-х дневная поездка в Златоглавую обошлась: 23 тыс. рублей билеты туда-обратно, 10500 3 суток в гостинице, 4500 питание там же, 1200 командировочные расходы, 640 авиаэкспрес-туда обратно, 150 рублей на метро и личных денег 5000 рулей. Итого — 44990 на 4 дня. Лично я столько потратить на Москву не могу, благо была командировка. За эти деньги и Паттая и Санья на 2 недели более вероятны.
— Катерина (гость)Да причем здесь прибедняться или не прибедняться? Сами же говорите — все дело в приоритетах. Все верно. Абсолютному большинству людей собственная квартира гораздо ближе и нужней Москвы. И если будет возможность выбора, то будет выбрано жилье. А Москвой сыт не будешь — в газете прочел и забыл. Зато своя крыша над головой.
— Андрей АнохинА я вот соглашусь с амурчанином: не надо прибедняться. Квартиры идут нарасхват, машин становится больше, а мы все про 6 тысяч... Да, такие зарплаты есть, но все же основная масса людей живет явно ни на 6 тысяч и даже не на 15 тысяч. И в Москву слетать может позволить себе практически каждый (в том числе молодежь и пенсионеры), другое дело, что каждый по разному для себя расставляет приоритеты. Кому-то нужна машина, а кому-то поездка в Елисейские поля.
— Читатель (гость)Москвичи тоже далеко не все богатые. По транспортной доступности у них там слетать в Европу как у нас в Хэйхэ на выходные. Но амурчане за рубежом чаще бывают, чем столишники.
— Андрей АнохинАмурчанин, реально нет слов, Москва — транспортный узел???? Для кого??? Для людей, которые 6 тысяч получают??? Будьте ближе к народу!!!
— ТимурЯ!!я тот самый амурчанин,что не разу не был в столице.Правда,белок не стреляю хоть и коренная жительница области,и хм хм интелегенция типа.и мой муж не был (пересадку в аэропорту в 10 лет я не считаю).мечтаю и не могу себе позволить. и мне понравилась колонка,интересны всегда детали!
— Мария МурашкоНе со всеми моментами соглашусь. В метро иногда объявляют по громкоговорителю, что надо держаться правой стороны эскалатора. В час пик все стоят на эскалаторе в два ряда, так что бежать по левой стороне не получится. Разговаривать в вагонах метро можно на поездах новых моделей, которых немного, в основном же слишком шумно. В московском метро, в отличие от питерского, женщинам не уступают место. Кстати про турникеты — многие москвичи просто прикладывают к считывателю свой кошелёк или сумочку, где лежит проездной билет, не вытаскивая его :) Видел такой же манёвр на одном предприятии в Благовещенске, где электронные пропуска.
P.S. И даже не пытайтесь перейти где попало какой-нибудь Кутузовский проспект или Новый Арбат.
— akar (гость)Андрей прав. В Москве бывает крохотная (и одна и та же) часть амурчан. Посчитайте сами. Ежедневно из Благи летает 1 самолет, то есть 200 человек. В месяц получается 6000, в год — примерно 70 тысяч. Из почти миллионного населения области — это крохи, меньше 10%! НО на самом деле я думаю летают даже меньше этих 10%. я часто бываю и вижу кто летает, одно и те же лица! по моим прикидкам в самодлете сидят 40% — чиновников (за халявные деньги почему бы не скататься?), 30% — бизнесменов (надо по делам) и лишь оставшиеся 30% — это обычные жители, военные, пенсионеры, дети и т.д. Но причина не только в том. что билеты дорогие. Я вчера купил на июнь — 21 тысяча в оба конца аэрофлотом. Для лета — не дорого. Хотя для сравнения в Нью-Йорк 15 тысяч стоит из Москвы туда-обратно, а лететь на 3 часа меньше. Причина еще и в том, что большинству амурчан НЕЗАЧЕМ лететь в столицу. Родственеников в западной части у большинства нет.
— Москвич (гость)В том-то и дело, что на самолетах летают не только жители Благовещенска, но и Зеи, Тынды, Белогорска, Свободного, а еще и многих поселков. Энергетики, железнодорожники, строители, нефтяники, а сейчас и полицейские, учителя, военные... разве не могут позволить себе слетать в Москву?! Уж слишком вы плохо думаете об амурчанинах!
— Амурчанин (гость)Вы не амурчанин. Настоящий амурчанин в Коболдо и в Огодже живет, белку в глаз бьет, либо сою в Крестовоздвиженке убирает. А в самолетах летает крохотная горстка людей, которые на самом деле оторваны от реальной жизни в Амурской области. О приамурье они судят лишь по жизни в Благовещенске. Увы но этот город далеко не показатель амурского быта, менталитета, культуры и традиций. Все это слабенько начинается только за мостом через Зею, и чем дальше от него, тем сильнее чувство настоящего Приамурья.
— Андрей АнохинНо в Москву дважды в год прилетают зачастую не для того, чтобы там побродить по Красной Площади, а потому что это транспортный узел и дальше уже отправляются в другие города и страны. А если уж журналист добрался до столицы, то неплохо бы найти интересные вещи, а не рассказывать про «вертушки» в троллейбусах, пробки на дорогах и реагенты... А поводу «мечтают побывать» — самолеты в Москву из Хабаровска и Благи летят битком забитые, причем из Хабаровска чуть ли не по 6 рейсов в день. Кто на них летает? Иностранцы? Мы с Вами, товарищи!
— Амурчанин (гость)Амурчанин, не смешите — какой каждый второй?! У меня много знакомых, которые мечтают побывать на Красной площади, но увы — дорого! А если для вас это новость, для 50 процентов жителей области поездка в Благовещенск — событие! Видимо, вы судите о вашем круге общения. Не вижу ничего плохого в этих путевых заметках. Новости про посевную и губернатора, если кому надо, можно и на первых страницах почитать.
— ТимурАмурчанин, как раз вы говорите банальные вещи. Далеко не все наши земляки видят сакральный смысл непонятно зачем мотаться в столицу дважды в год. По большому счету есть масса куда более интересных мест и занятий. А так, раз в двадцать лет съездил, поплевался гамбургером, посмотрел на столишников, где-то всплакнул, где-то поржал, в итоге действительно сказал «Вау» и вернулся домой)))
— Андрей АнохинТоварищи, мне кажется об этом можно было говорить лет 15 назад, когда действительно мало, кто мог себе позволить выехать в столицу. А сейчас, когда почти каждый амурчанин чуть ли не два раза в год летает в Москву, описывать банальные вещи и преподносить их, как «вау»: я это увидел, я это услышал... Возможно, в «АП» появились сводобные площади после выборов и их надо чем-то забивать.
— Амурчанин (гость)А вертушки в троллейбусах — это что-то новенькое. Я прошлым летом ничего подобного не видела
— Екатерина КузьминаНасчет подарков — это точно. Особенно, если проездом-набегом. Тут, как говорится, места знать надо. Я вот как-то ребенку ничего купить не могла. Одежда и игрушки дорогущие — глаза на лоб. Себе же легко накупил тряпок в какой-то «Меге» по весьма демократичным ценам.
— Екатерина КузьминаВсё люблю в Москве, но чего не хватает — ресторанов с хорошей китайской кухней (есть хорошие места, но добираться до их неудобно), чего в Благовещенске всегда было в избытке...
Насчет билетов на проезд в общественом транспорте.. В местах продаж всегда висит информация о стоимости поездки, а также стоимости 2-х, 5-ти, 20-ти и т.д. поездок, если считать умеете, легко вычислите, какой абонемент выгоднее купить, никакого обмана здесь нет...
Сувениры выгоднее покупать именно в переходах, а не на Арбате и Красной площади.. Выбор широк — не только матрешки и иконы... для девушек, например, можно купить павлопосадские платки, в которых разгуливает добрая половина московских модниц...
— Вчерашняя провинциалка (гость)А насчет покушать — мне очень понравилась сеть кафушек с коровой (кажется, «Му-му»? — не помню точно название). Цена за обед приемлемая, да еще конфетку дают. И обслуживают быстро. И вкусно, разумеется.
— Анна ЗайцеваА меня такой момент смутил: если берешь билет у водителя, у него одна цена, если берешь пять абонементов в киоске, это будет дешевле, а если 10 — то еще дешевле. Но в эту схему же въехать надо! Москвичи-то знают, а вот приезжие, коих неимоверное количество, страшно переплачивают. То же и с метро. Если я приехала на два-три дня — конечно, я не буду брать карточку на 20 поездок, а одноразовые обойдутся куда дороже. Ох любит Москва деньги, ох, любит!!!
— Анна ЗайцеваЯ в прошлый раз написал, что более 20 лет в Москве не был. Так что насчет «впервые приехавшего провинциала» вы Москвич совершенно правы. Спасибо, что сподобились и с Первопрестольной высоты снизошли до моих провинциальных дорожных записок.
Меня там еще одна вещь смутила — в Москве совершенно нечего купить в подарок. Из сувениров убогие матрешки в деревянных сарайчиках на Красной площади, там же шапки-ушанки с кокардами, да еще магниты в переходах метрополитена. Из еды только макдональдс, да какая то шоколадная компания... названия не упомню. Мяса в ананасах вообще редкость неимоверная. Так и сидят на Фаст фуде горемычные.
— Андрей АнохинНебольшое уточнение. В Москве турникеты на вход стоят не только в троллейбусах, но и абсолютно во всех автобусах, трамваях и даже некотороых муниципальных маршрутках (только там ни турникеты, а просто считыватель билета). Как бы ни хаяли их за неудобства, но безбилетников в этих видах транспорта нет, как и кондукторов путающихся под ногами. А в марштуртках в столице всегда плату брали при входе. Так сложилось.В остальном ничего нового, обычные дорожные записки-впечатления впервые приехавшего в столицу провинциала.
— Москвич (гость)