• На Саланге было решено развернуть флаг Амурского отделения ветеранов «Боевое братство».
  • Русских здесь встречают радостными криками.
  • Пробки и аварии — дело частое.
  • Автоцистерны идут нескончаемым потоком.

В Кабуле все спокойно

О полном уничтожении боевиков в Кабуле еще утром сообщил телеканал «Аль-Джазира». Наша экспедиция узнала новости уже по пути в афганскую столицу. «В Кабуле все спокойно», — удовлетворенно перевел голос телевизионного диктора в каком-то придорожном кафе наш переводчик Маджит.

Где бы ни появлялись амурчане, неизменно собирается большая толпа зевак. Большинство людей молча слушают, но иногда за спиной слышится уже до боли знакомое «русси!». Люди не забыли очень непростых и в то же время полезных взаимоотношений с Советской армией. Эхо той войны — на каждом километре и в каждом взгляде простых афганцев. Сегодня им никто не помогает. Тогда как СССР в прошлом оказывал значительную экономическую помощь. Возможно, поэтому откровенного недовольства по поводу русских «шурави» никто не выказывает. В то же время стараемся не расслабляться — Афганистан очень противоречив.

Русси, скорее возвращайся!

На печально известном перевале Саланг, по которому идет единственная дорога, связывающая север и юг страны, даже случилась приятная неожиданность. В обычном придорожном дукане прямо на стекле обнаружился памятный вымпел Союза ветеранов-афганцев России. А пройдя через четырехкилометровый высокогорный тоннель, расположенный на высоте три с половиной тысячи километров, и вовсе произошел неожиданный диалог.

Охрана тоннеля, оглядев двухметровую фигуру Валерия Вощевоза, буквально набросилась на него с эмоциональными воплями: «Русси, скорее возвращайся в Афганистан!». Насилу отбились. Жизнь при натовцах не слишком радует местное население. Не случайно именно на Саланге сохранился единственный памятник советскому солдату. Мы постояли, помолчали. Там же, на выходе из тоннеля, было решено развернуть флаг амурского отделения ветеранов «Боевое братство». Во время советско-афганской войны на этой сложной дороге были сожжены моджахедами сотни наших автоколонн. Количество погибших солдат не поддается подсчету.

Смертельный серпантин

Сегодня Саланг оживлен словно муравейник. Нескончаемые потоки разного рода грузовиков и автоцистерн растягиваются и часто образуют многокилометровые пробки. Иногда встречаются перевернутые фуры. Стены «серпантина» слишком круты и отвесны. Именно этим обстоятельством пользовались «духи» в ходе прошлой войны. Что называется, били с господствующих высот, отправляя в пропасть массу техники и человеческих жизней.

Помимо амурчан, в нашей команде есть представители других регионов. Сергей Шкуренко приехал из Якутии. На Саланге он заработал свою первую боевую награду — медаль «за отвагу».

— В районе Хинжана засела большая группа моджахедов, которые не давали возможности провезти технику. Пришлось несколько дней брать эту высоту, нести потери. Та высота в итоге сдалась. Здесь часто приходилось расплачиваться кровью.

Кстати, по пути на Саланг удалось пройти еще одной некогда опасной дорогой. Ущелье Ташкурган является самым узким в Афганистане. Сегодня между двумя высокими и отвесными скалами расположился длинный ряд придорожных дуканов. А тогда этот проход практически нашпиговывался подбитой военной техникой.

— Ни одного дня не проходило без обстрела наших колонн, — рассказывает благовещенец Андраник Гозалян. Он стоит на том самом месте спустя четверть века. Видно, что волнуется и переживает. — Мне, будучи механиком-водителем, доводилось часто водить БМП по этой дороге. При обстреле создавалось ощущение, что бьют прямо в голову. Нам приходилось чуть ли не в небо стрелять из всех видов оружия. Но у противника оставалось неоспоримое преимущество высоты. И если вдруг у нас подбивалась первая машина, то командир, как правило, принимал решение просто столкнуть ее с дороги. О спасении экипажа речи даже не шло, потому что в противном случае могла погибнуть вся колонна. Единственное спасение — быстрее проскочить опасный отрезок.

За столом с бывшим врагом

Помимо собственных воспоминаний ветеранов-афганцев, по пути в Кабул удалось услышать и противоположную точку зрения на минувшие события. Участники нашей экспедиции стали гостями в доме одного из влиятельных полевых командиров 80-х годов прошлого века. Он воевал с советскими войсками на протяжении десяти лет. Более того, действовал в зоне ответственности батальона, которым командовал Валерий Вощевоз.

Только сейчас бывшим врагам удалось собраться за одним столом за чашкой ароматного зеленого чая, о многом поговорить и даже вспомнить отдельные моменты былого противостояния.

Кроме того, от лица руководства Союза ветеранов «Боевое братство» вручены медали тем афганцам, кто воевал на стороне советских войск. Это ветераны ХАД (афганская госбезопасность). Они перешли на нашу сторону из чувства мести за убитых моджахедами родных и близких. Их называют «кровниками». Как живут эти люди сегодня, какими глазами смотрят на русских «шурави» спустя четверть века и каким видят будущее Афганистана — об этом в одном из будущих номеров АП.

«Боевое братство» едет по Афгану

Четверо амурчан, в числе которых руководитель Амурского отделения общественной организации «Боевое братство» Валерий Вощевоз, его заместитель Ольга Павлова, ветеран афганской войны Андраник Гозалян и спецкор «Амурской правды» Андрей Анохин, вот уже несколько дней в составе российской делегации снимают в Афганистане документальный фильм о необъявленной войне. В планах амурчан проехать по местам былых сражений, встретиться с участниками войны, как со стороны СССР, так и исламской республики, а также посетить памятники советским солдатам.

Возрастная категория материалов: 18+