Чем обернулась для амурчан попытка правительства узаконить «таксистский» бизнес, выясняла АП.
Хотели как лучше, а вышло как всегда. Именно так чаще всего описывают новые правила работы такси, которые правительство России начало внедрять еще в прошлом году. Напомним, в сентябре 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 69, в котором прописывались правила перевозки пассажиров. Необходимость в нововведениях была вызвана тем, что в 2005 году отменили лицензирование этого вида деятельности. И на дорогу выехали частники, деятельность которых, по сути, никто не контролировал: для работы им достаточно было зарегистрироваться и иметь в наличии транспортное средство.
Новый закон был призван оградить россиян от таксистов, чьи автомобили по техническим параметрам не могли гарантировать безопасность пассажиров. Эти правила разделили виды перевозок и к каждому разделу выдвинули свои требования.
По мнению разработчиков, официальным перевозчикам нововведения не должны стать помехой. Требования на самом деле не столь уж заоблачные. Для машин — таксометры, наклейки с «шашечками» и оранжевый фонарь на крыше и техосмотр два раза в год. Таксисты должны иметь стаж вождения не менее трех лет.
По идее, выполнять эти пункты добросовестные таксисты должны были и без нормативных актов. Более того, на исполнение всех требований предпринимателям дали отсрочку до 1 января 2012 года. К этому времени бизнесмены должны были подать документы в региональные органы власти и получить разрешение на специальную деятельность.
— Для официальных фирм получить новое разрешение не проблема, — говорит директор одного из благовещенских такси. — Если документы в порядке и налоги платишь исправно, то это дело пары дней. Сложнее всего с таксометрами. Их не было практически ни у кого — это актуально только для городов-«миллионников». В Благовещенске почти все такси работают по фиксированной цене — это выгоднее и пассажирам, и предпринимателям.
При этом сами таксометры стоят далеко не копейки: цена самого дешевого аппарата — пять тысяч рублей. И если для предприятий с автопарком хотя бы в несколько машин выгоднее все же потратиться, чем полностью сворачивать бизнес, то для людей, которые «бомбят» после работы, эти правила петлей душат возможность дополнительного заработка.
— Я работаю столяром, сутки через двое. Но на заработную плату в 15 тысяч рублей разве прокормишь семью? Поэтому приходится «бомбить» вечерами, — делится возмущением благовещенский таксист-нелегал. — Я не против зарегистрироваться и налог отдавать. Но вы почитайте эти правила! Чтобы обустроить машину, мне понадобится больше 20 тысяч рублей. На ежедневный мед- и техосмотр в месяц еще три тысячи. Добавьте сюда еще налоги и расходы за бензин. Да я в минусе останусь!
Поймать нелегала
В итоге весну этого года таксисты встретили по двум сценариям. Первые — с официальными разрешениями, остальные — по старинке, понадеявшись на «авось пронесет». Причем недовольны остались обе стороны.
— Мы тратим средства на то, чтобы соответствовать всем правилам, регулярно платим налоги, — рассказывает директор такси «Маруся» Валерий Онищенко. — То есть выполняем все обязательства перед государством. Но тогда и государство должно предоставить нам возможность нормально работать. Почему нелегалы, которые не платят налоги, оттягивают на себя часть клиентов? Этот вопрос должно контролировать государство. Вроде бы и штрафы ввели значительные. А на дорогах все равно полно «бомбил».
И это правда. Несмотря на то что закон предписывал наказывать за нелегальную работу таксистов с января этого года, оформлять протоколы и штрафы представители полиции не могли: в Правилах дорожного движения требования к такси до этого не были прописаны.
Тогда правительство внесло необходимые поправки в документ. И с 13 апреля водителей, на машинах которых есть наклейки с «шашечками» и оранжевый фонарь на крыше, но нет разрешения на перевозку пассажиров, начали штрафовать. За первые два нарушения — штрафы по пять тысяч рублей. Еще «пятак» — если в салоне есть пассажиры. Причем одними штрафами ГИБДД не ограничивается: у таксиста забирают номера машины и водительское удостоверение. Автомобиль отгоняют на базу — его вернут только после того, как на машину будет получено разрешение или же будут закрашены отличительные признаки такси.
И вот уже неделю на «бомбил» идет настоящая охота на дорогах. Протоколы, штрафы и лишение транспортного средства — только это оказалось способным заставить таксистов воспринимать новые правила всерьез. Теперь перевозчикам приходится выбирать: либо ты таксуешь по новым законам, либо сходишь с дистанции.
В итоге часть предприятий, теряя машины, срочно собирает бумаги на лицензирование и покупает таксометры. Частники-нелегалы снимают наклейки с боков машин и прячут фонари. Кажется, все прекрасно — порядок на дороге вот-вот будет восстановлен. Но чем это обернется для остальных амурчан?
За ценой не постоят
Большинство горожан волнует один вопрос: когда «бомбил» выживут, не начнут ли официальные перевозчики увеличивать стоимость проезда? Обиженные нелегалы пророчат заоблачный ценник — мол, в «микраху» будут просить аж 300 рублей.
Работающие таксисты с ними не согласны.
— Это слухи, и не более того, — уверяет директор такси «Маруся». — У нас проезд по городу стоит 100 рублей, в микрорайон — 140. Один из самых дешевых по городу. Поднимать стоимость мы будет лишь в том случае, если увеличится цена на бензин.
Тем не менее машин, занимающихся перевозкой, в городе станет намного меньше. Ведь многие компании такси привлекают на работу «фрахтовщиков» — водителей со своим автомобилем. По сути, те же нелегалы, подрабатывающие по вечерам. Таким водителям невыгодно лицензировать свою деятельность.
А это значит, что горожанам придется дольше ждать заказанный автомобиль. И поскольку спрос рождает предложение — следовательно, в ближайшем будущем, скорее всего, станут популярными компании, готовые предоставить машину очень быстро, но… за более высокую цену. Останется и третий вариант: самые осторожные «бомбилы» перестанут возить пассажиров, большинство нелегалов же продолжат работу на дороге, но уже без опознавательных знаков на машине.
— Ну а в 90-е как было? Вышел, руку вытянул, к тебе машина и подъехала, — делится воспоминаниями еще один «бомбила». — К этому все и возвращается.
Получается, что пассажиры должны будут либо дольше ждать, либо больше платить, либо рисковать собой, останавливая на дороге «левую» машину. Что именно выберут амурчане, покажет время.
«Для маленьких городов закон не актуален»
Новый закон о такси не так плох, готовы признать и некоторые нелегалы. Просто он нужен, скорее, большим городам, считают опрошенные «бомбилы». Например, в Москве, где машины с «шашечкой» нередко водят гастарбайтеры или просто пьяные таксисты, эти правила будут нелишними. А в небольших провинциальных городах криминогенная обстановка с перевозчиками вполне благополучна. Однако небольшой подработки одновременно лишились десятки тысяч россиян.
Второй спорный вопрос — таксометры. В крупных городах они действительно не дают водителям завышать цены проезда. По правилам таксист берет 100 рублей за посадку, а затем цена повышается каждый километр. Но ведь в России достаточно городов и поселков, где стоимость проезда ниже ста рублей. В итоге жителям придется отдавать лишние деньги.
Правда, до конца этого года использовать таксометры при поездке необязательно (хотя они все равно должны быть установлены в каждом такси). Сейчас этот пункт рассматривается в правительстве. Перевозчики надеются, что по истечении этого срока соответствующее изменение в закон все же внесут.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии