На вопросы журналистов о новой инициативе правительства ответил министр внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области Игорь Горевой.
— Игорь Геннадьевич, на сайте «Амур.инфо» идет опрос, и около половины участников отрицательно относятся к запрету продавать разливное пиво в жилых домах. Вы не считаете, что это довольно спорное решение?
— Нет, не считаю. Это говорит лишь об организованности пивного лобби. Я следил за опросом и видел соотношение мнений в первые два дня. Оно оставалось неизменным в течение всего этого времени, сторонников разливного в многоэтажках было 10—11 %, потом вдруг за полдня их процент поднялся до 40. Это говорит лишь о начавшемся организованном голосовании, аналоге «вброса» на выборах. Это добавило, конечно, посещаемости сайту, но точно не повлияло ни на мнение абсолютного большинства населения, ни на мнение правительства Амурской области: если в ближайшее время не начать всеми законными способами бороться с алкоголизмом, мы все проиграем ему свою страну, область, город.
— Это эмоции. Какими цифрами вы это можете доказать?
— Это не эмоции. В 1990 году статистика дает нам ежегодное областное потребление алкоголя на человека в 4,8 литра, в 2010 — 9,3 литра. За 2 последних года число объектов по продаже разливного пива выросло с 15 до 250. За 2011 год количество коллективных жалоб от жильцов многоэтажек также выросло почти в 10 раз. Это цифры. А эмоции вы можете получить ближе к вечеру, медленно проезжая по городу и глядя по сторонам. Ватаги молодежи с «полторашками», многочисленные любители питья с пластиковыми стаканами — компании и одиночки. Я думаю, что если мы желаем своей стране светлого будущего, то должны эту ситуацию
менять.
— Какие полномочия есть у областного правительства, что вы уже сделали и планируете сделать?
— Сразу скажу, что федеральный закон дает региональным властям самые широкие права. Вплоть до полного запрета продажи алкоголя на территории, т. е. введения «сухого закона».
— И есть в России хоть одна такая территория?
— Нет. Но в 20 субъектах, в том числе в Амурской области, введены свои региональные ограничения. Так, в ноябре мы сделали первый шаг — запретили продажу алкоголя в магазинах, расположенных в жилых домах, с 21.00 до 9.00 (раньше было с 23.00 до 8.00), теперь делаем второй шаг. 23 апреля губернатор подписал постановление о запрете продажи разливного пива в жилых домах.
— Некоторые говорят, что это эпизод конкурентной борьбы и правительство лоббирует чьи-то бизнес-интересы.
— Это смешно, потому что логика наших действий слишком очевидна, наша главная цель — снизить потребление алкоголя в Приамурье. Кроме того, то беспокойство, которое доставляет сегодня торговля пивом в жилых домах, вышло за разумные рамки. Это системная политика, и за вторым шагом мы готовим следующие предложения.
— Какие?
— Об этом рано говорить, потому что вначале мы должны обсудить их с представителями бизнес-сообщества, чьи интересы будут затронуты этими ограничениями. Если раньше многие века торговля алкоголем в России была государственной монополией, то последние 20 лет это частный бизнес. Об этом можно сожалеть, но с этим нужно считаться.
— В печати появлялось сообщение, что торгующие пивом предприниматели собирались выйти на митинг в защиту своих прав…
— Я слышал об этом. Думаю, что если выйдут на митинг сторонники алкогольных запретов, то цифра эта будет как минимум раз в 10 больше. Митинги — это не самая лучшая идея. Во-первых, все эти предприниматели умные и в абсолютном большинстве морально адекватные люди и прекрасно понимают, что спивающееся население отчасти и на их совести и что своим-то детям и родным они никогда не пожелают «подсесть» на стакан. А во-вторых, все вопросы лучше обсуждать и решать в диалоге, а не на улице. Мы создали в министерстве рабочую группу с их участием и обсуждаем там совместно, как нам вместе решать главную задачу. Вчера, кстати, было ее первое заседание.
— Каковы итоги?
— Я еще раз изложил позицию правительства, что меры по ограничению торговли алкоголем — это не разовая акция, а политика амурского правительства, и что наша совместная задача сделать так, чтобы эти шаги не давали никому из участников этого рынка конкурентных преимуществ. Чтобы эти шаги были расписаны пошагово, обнародованы заранее, давали предпринимателям время для бизнес-маневра и минимизировали бы их потери. По этой повестке дня мы всегда готовы к диалогу. Обсуждать, ограничивать алкоголь или нет, мы не будем. Этот вопрос решен.
— Какие предложения поступили в ходе диалога от предпринимателей?
— Они частично уже звучали в прессе. Предприниматели собираются создать ассоциацию, куда войдут производители, дистрибьюторы, продавцы алкоголя, и уже через нее попробуют ввести меры саморегулирования.
— Ваше мнение — насколько они конструктивны?
— Я не хочу навредить начавшемуся диалогу своими субъективными оценками. Я надеюсь, что мы совместно придем к общему решению и тогда озвучим его. В любом случае эти решения должны привести нас к снижению алкоголизации области.
— Когда вступит в силу запрет на продажу разливного пива в жилых домах?
— С 1 июля 2012 года. В тот же день, когда федеральным законом пиво будет приравнено к алкоголю.
— Вы на самом деле полагаете, что можно остановить пьянство? Это же исконно русское?
— Это один из мифов. «Исконно русское» пьянство в начале 20-го века составляло 3 литра на человека в год, к 1914 году подскочило до невиданных ранее 4,7 литра, в 1940 году было 1,9 литра. Это по России. В Амурской области в 1985 году было почти как сегодня — 9,6 литра, за 5 лет антиалкогольной кампании произошло почти двукратное официальное снижение — до 4,8 литра. И даже с учетом подпольного алкоголя потребление все равно упало на 25—30 %. Так что недавняя история учит, что задача выполнима.
Возрастная категория материалов: 18+
Очевидно, региональные власти не все могут — тут должны что-то предпринять и федеральные. Будем надеяться, что это правда лишь первый шаг, как говорит Игорь Горевой, и на этом процесс не остановится. А то страшно смотреть — идут мамаши с колясками, а из «бардачков» колясок торчат полторашки. И школьницы дуют пиво из бутылок на глазах у прохожих. Это что, нормально?
— Анна ЗайцеваЗапретили продавать разливное пиво в многоэтажках-молодцы. а остальные полторашки и двушки, которые теснятся на прилавках продуктовых торг.точек? Если принимаете закон, то рассматривайте обсуждаемый объект всесторонне, а не с экспериментальной точки зрения
— НастяГоревой говорит: «В Амурской области в 1985 году было почти как сегодня — 9,6 литра, за 5 лет антиалкогольной кампании произошло почти двукратное официальное снижение — до 4,8 литра. » А что же он умолчал сколько людей потравилось от сурагатов? Сколько молодежи узнали что такое наркотики? Сколько людей погибло и было покалечено в километровых очередях за поллитрой?
— Иногда (гость)Ух ты, Амурская Правда взяла интервью с сайта «Амуринфо» и даже не сослалась на него! Антону Сергееву не стыдно?
— читатель (гость)