Женщины скрыты от глаз
Исламская Республика живет по своим традициям и привычному мировоззрению. Однако светский образ жизни так или иначе оставляет свои отпечатки — в одежде, еде, поведении афганцев. Современная цивилизация насаждает свои порядки очень медленно, но все же уверенно. Участники экспедиции Амурского отделения ветеранов «Боевое братство» познакомились с местными устоями и традициями.
На самом севере страны — в провинциальном Кундузе — не встретишь женского лица. Жара под тридцать, а ханума закрыта с ног до головы. И не дай бог подойти к ней на улице и попытаться расспросить дорогу — крупные неприятности обеспечены. В лучшем случае накостыляют. Даже пристальный взгляд в сторону женщины может быть воспринят как вызов.
Весьма распространенное явление — многоженство. В пятницу, которая является национальным выходным днем, афганцы любят отдыхать на природе. На выезд из города направляется множество пикапов с открытым кузовом. Это один из самых популярных семейных видов транспорта. В центре кузова, прямо на полу, рассаживаются многочисленные женщины. По бортам плотно, буквально плечом к плечу, занимают места дяди, братья, сыновья и прочие родственники мужского рода. Прекрасная половина семьи оказывается скрытой от посторонних глаз.
Жительницы столичного Кабула относительно свободнее и демократичнее. При этом все же соблюдают определенные рамки приличия. Очень много открытых лиц, но голова всегда покрыта хотя бы платком, из-под длинных, ниже колен, юбок то и дело выглядывают джинсы.
Мужчинам проще. Джинсы, футболки, пиджаки, лакированные туфли — все это, как правило, китайского производства и очень популярно у здешней молодежи. В то же время полный отказ от традиционных длиннополых рубах и просторных штанов «изар» вряд ли состоится. Учитывая летнюю жару, они очень удобны в своем хлопчатобумажном и льняном исполнении. Любопытный факт — ширина штанов гораздо больше их длины. Изар собираются на поясе специальными тесемками.
Афганцы охотно комбинируют стили и моды. Признаки местного интеллигента — стильный пиджак европейского покроя, под которым белые просторные национальные одежды, плюс сандалии на босу ногу.
Бисёр ташакур!
По большому счету для начала международного взаимопонимания в Кабуле надо совсем немного — просто соблюдать нехитрые исламские традиции, быть вежливым и отзывчивым. «Салям алейкум» — здравствуйте! «Ташакур» — спасибо. «Бисёр ташакур» — большое спасибо. Это стандартный набор выражений для гостей страны. Но самое главное — нужно держать себя в руках и помнить, что ты в Кабуле, а не в Тагиле. Афганцы терпеливы до поры до времени, и заставить их нервничать совсем не трудно.
— Сам видел, как в центре Кабула били двух немцев, — делится впечатлениями Александр Лаврентьев, зампред комитета Аушева по поиску пропавших без вести. — Они шли по улице, размахивая руками и что-то выкрикивая на своем родном языке. Только представь громкую немецкую речь на фоне песни муллы в исламском городе! Тут даже комментировать нечего. Ломали их достаточно жестко.
В общем, в Кабул со своим уставом не ходят. Стоит открыть рот, начать выражать бурные эмоции или хотя бы громко разговаривать, как окажешься в центре недружелюбного внимания. Вести себя как японский турист на Красной площади тоже чревато. Под полным запретом попытки сфотографировать женщин (и никому потом не докажешь, что они попали в кадр случайно), военные объекты (в Кабуле половина зданий опутано колючей проволокой), военнослужащих НАТО (те вообще очень нервные).
Отсутствие какой бы то ни было коммуникабельности — самая главная проблема иностранных военных. За все одиннадцать лет своего присутствия в Афганистане они так и не смогли найти настоящего общего языка даже со своими союзниками из числа правительственных сил.
— Натовцы сидят на своих базах, огороженных массивными редутами, и не делают никаких попыток наладить общение. Им не нужен Афганистан как таковой. Просто эта страна — огромный перекресток, с которого можно влиять на Ближний, Средний и Дальний Восток. Рядом Китай, Индия, Пакистан, Иран, Ирак и так далее. Можно не сомневаться, что Россия в этом списке занимает далеко не последнее место, — делится наш спутник Вячеслав Некрасов. Этот человек специалист по Афганистану. В 80-х годах прошлого века — советский советник в этой стране. Приезжает сюда уже более тридцати лет.
— Все это не добавляет натовцам симпатий, — продолжает Вячеслав. — Даже местные торговцы не могут скрыть разочарования, когда к ним в дукан заходят сразу несколько американцев: все в бронежилетах, касках, увешанные оружием. Им называют тройную цену за тот или иной товар, американцы тут же без разговора расплачиваются и уходят. Не торгуясь. А это — неуважение.
Мне старый духандор недавно говорит: «Вы даже во время своей войны забегали к нам в каких-то шлепанцах и тельняшках, торговались, общались, мы вместе зеленый чай пили». Афганцы — это искренние, бесхитростные люди. Им присуща распахнутость души. Мы очень близки по степени проявления чувств и открытости. В то же время в их нации таится многовековая изощренность мышления. Проникнуть в это сознание стоит больших трудов. Именно поэтому в Советской армии самый последний солдат обязательно знал «салям алейкум» и «бисёр ташакур». Это предмет сближения и взаимопроникновения наций. Даже уходя после войны, мы оставляли здесь миллионы друзей.
Спроси дорогу — пригласят обедать
При всех вышеперечисленных запретах и ограничениях, афганские мужчины все же очень любят фотографироваться. Особенно с оружием, в полной экипировке. Нужно только подойти спросить — и разрешение тут же будет получено. Отсутствие тотальной озлобленности на фоне нескончаемой войны просто поражает. Стоит начать обстоятельный разговор с незнакомым афганцем, как тебе тут же нальют чашку ароматнейшего зеленого чая, подставят тарелочку с карамелью, предложат разделить трапезу.
При этом совершенно неважно, где ты находишься. За время двухнедельной экспедиции Амурского отделения ветеранов «Боевое братство» нам приходилось пить чай прямо в уличном дукане, а также искренне благодарить за предложение отобедать в полицейском участке Панджшерского ущелья и даже в полевом штабе ХАД (афганская госбезопасность) на перевале Саланг. А ведь мы всего-то спросили у местных чекистов дорогу.
Чадар на все случаи жизни
Почти каждый афганец не расстается с большим хлопчатобумажным платком «чадар». Он носится на шее, голове, в руках. Платок согревает в прохладу и защищает от зноя, используется вместо коврика во время намаза и служит полотенцем после омовения. Его подкладывают на землю, если есть желание присесть отдохнуть. В чадар заворачивают купленную на базаре лепешку или кусок мяса. Афганец без своего платка как без рук и практически не расстается с ним. За схожесть с головным убором палестинского лидера наши прозвали его арафаткой.
Продолжение следует.
Возрастная категория материалов: 18+
Спасибо, друзья, за отклик, и как говорится продолжение следует)))
— Андрей АнохинАндрей, огромное спасибо за интересные истории! Читаем всей семьей с большим интересом. Вы молодец и настоящий мужчина! Еще раз спасибо! Ждем продолжений!
— тара