На НК «Альянс» стоимость литра ходовых марок бензина Аи-92 и Аи-95 поднялась на 30 копеек, повысились  цены и на  АЗК «Гранд». С сегодняшнего дня обещают переписать ценники на автозаправках ДНК  — на 20 — 50 копеек. Не грозит ли региону дефицит бензина, и какой будет в ближайшее время ценовая политика на этом рынке, выяснял журналист «Амурской правды». Не грозит ли региону дефицит бензина, и какой будет в ближайшее время ценовая политика на этом рынке, выяснял журналист «Амурской правды».

 Бензин глубокой заморозки

До весны автовладельцы могли не переживать о том, что «корм» для их железных коней подорожает. Цены на бензин были заморожены в начале года по неформальному требованию правительства, чтобы не провоцировать социальной напряженности перед выборами президента в марте. Эксперты в столичной прессе прогнозировали, что цены на бензин, державшиеся с начала года на стабильном уровне, могут пойти в рост уже в апреле. На это должно было повлиять и то, что с 1 января выросли ставки акцизов на топливо, но  повышение никак не сказалось на розничных ценах из-за моратория.  Диапазон увеличения стоимости топлива, по оценкам аналитиков, ожидался в районе 7—18%. Это означает, что литр бензина самой востребованной марки Аи-92 должен был прибавить 3—5 рублей.

В частности, в группу риска, по мнению ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников РФ Рустама Танкаева, попадали Алтайский край, регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, потому что на этих территориях не хватает мощностей нефтепереработки. Кроме того, весна традиционно обостряет ситуацию. В апреле — мае страна проходит пик потребления топлива: начинается посевная кампания, да и на дорогах появляется больше автолюбителей — спрос на топливо неизменно растет.

По данным Росстата, в апреле бензин в целом по стране подорожал на 0,7%, а за первую половину мая — на 0,4%. Впрочем, в Приамурье цены на горючее не выросли, а, напротив, на некоторых АЗС ценники даже переписывали в сторону снижения.

На сегодняшний день Федеральная антимонопольная служба РФ  не видит оснований для резкого роста цен на бензин, так как  необходимые резервы для того, чтобы гасить сезонные всплески, созданы. Еще зимой Минэнерго предписало вертикально интегрированным нефтяным компаниям создать к апрелю необходимые резервы бензинов, чтобы устранить любую возможность возникновения дефицита топлива на внутреннем рынке. Нефтяные компании этот план даже перевыполнили.

В Приамурье также официально  пока  не прогнозируют дефицита топлива и повышения цен.

На сегодняшний день запасов бензина по области хватит более чем на 20 суток, это достаточный показатель, кроме того, топливо регулярно завозится, перебоев нет, — отметила начальник отдела потребительского рынка министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области Людмила Рец. — О планируемом повышении розничных цен на бензин нам пока никто из участников рынка не сообщал. Мы проводим еженедельный мониторинг, держим ситуацию под контролем.

Тем не менее, по данным мониторинга цен на нефтепродукты, которое проводит амурское управление ФАС, в первую неделю мая оптовые цены на бензин марки Аи-92 выросли на 3,6 %. На рознице это пока существенно не отразилось — участники рынка в основном  распродают еще старые запасы. Но не исключено, что в скором времени ценники на АЗС начнут переписывать в сторону увеличения.

Акцизы «поплывут»?

В Приамурье большинство заправок принадлежит ОАО «Амурнефтепродукт», официальному представителю НК «Альянс» в нашем регионе. В компании считают, что цены на бензин у нас и так ниже, чем могли бы быть, и сдерживать их рост становится все труднее.  

Если цена на нефтяное сырье не подскочит в ближайшее время, то розничные цены на бензин не изменятся, — отмечает руководитель пресс-службы НК «Альянс» Андрей Румянцев. — Мы стараемся удерживать цену на прежнем уровне, хотя это и непросто. На сегодняшний день мы фактически дотируем потребителя, поскольку с учетом всех затрат бензин в Амурской области мог бы стоить не меньше 34 рублей литр. Нам удается компенсировать убытки за счет экспортных операций с другими продуктами. А вот от продажи бензина за рубеж приходится отказываться. Сейчас поступает много заявок от  мелких оптовиков на внутреннем рынке. Компания старается удовлетворить в первую очередь их потребности, чтобы не создать дефицита, тем более с учетом того, что многие заводы на западе страны могут встать на ремонт.

По словам участников рынка, одна из причин подорожания топлива — рост налоговой нагрузки на производителя. Сегодня налоги, уплачиваемые нефтяными компаниями в бюджет, доходят до 55% от розничной цены на бензин. Самые весомые из них — налог на добычу полезных ископаемых и акцизы.

Напомним, с 1 января ставки акцизов на топливо выросли. В частности, на бензин марки Аи-92 ставка поднялась с 4,4  до 5,6 рубля за литр.  С 1 июля грядет второе за этот год повышение. Правда, уже не такое значительное — на 35 копеек. Но в последующие два года ставки акцизов продолжат расти. В 2014 году в цене литра 92-го бензина акциз будет составлять уже 8 рублей. Чтобы сгладить этот скачок, ФАС и Минэнерго предлагают ввести плавающие ставки акцизов, привязав их к мировым ценам на нефть. То есть снижать топливный налог, если черное золото дорожает, и повышать, если котировки идут вниз. С переходом на гибкие акцизы топливо не будет дорожать так резко, как это было в прошлом году.

Однако против их принятия пока выступают Минфин и Минэкономразвития РФ. По мнению чиновников, такие меры могут навредить региональным дорожным фондам, деньги в которые поступают как раз от акцизов на топливо. Также они указывают на то, что в период с 2005 по 2010 год ставки акциза не менялись, что совершенно не мешало цене бензина постоянно расти. Кроме того, по мнению специалистов Минэкономразвития, из-за того, что нефтяные компании часто являются монополистами в регионах, снижение акцизов не поможет сбить цены. Поэтому необходимо развивать конкуренцию,  чтобы уменьшить влияние крупных вертикально-интегрированных компаний на рынок.

Будут ли приняты соответствующие поправки в Налоговый кодекс, вопрос пока открытый. Эксперты склоняются к тому, что с большей степенью вероятности все останется без изменений и за возможность ездить по хорошим дорогам автовладельцам все же придется заплатить из собственного кошелька.

В тему

71 копейка —  на столько подешевел литр  92-го бензина с начала года в среднем по области

Возрастная категория материалов: 18+