• Виктор Яковлев: «Кругом были сплошные приписки».
  • Галина Васькова: «Заботы хватало на всех».

Рубрика «Дефицит» в «Амурской правде» была сравнительно недолгой, однако очень бурной. За короткое время в редакцию пришли десятки писем, читатели звонили, приходили — рассказывали. Создалось впечатление, будто люди хотят выговориться о чем-то наболевшем и в то же время очень близком. Возможно поэтому встреча с читателями с первых же минут переросла в воспоминания.

 

— В 1976 году улетал из Одессы, пришлось три дня в кассу стоять, чтобы билет купить, — вспоминает ветеран Афганистана, спортсмен Анатолий Аристов. — Все время составлялись списки очередности, проводились переклички и не дай бог пропустить хоть одну — сразу вычеркнут. В Афгане другая история была. Участникам боевых действий выдавались специальные чеки в магазин «Березка». Я когда с войны вернулся, зашел туда, а там чего только нет — одежда, обувь, бытовая техника. В свободной продаже ничего этого не было. Помню, маме комбайн кухонный купил.  

В ходе редакционного чаепития не обошлось без небольшого и вполне закономерного расследования — в чем причина того дефицита?

— Характерный пример: во время работы в облстатуправлении я принимал балансовый отчет. Так вот — невыполнение государственного плана по «Амурэнерго» 3 миллиона рублей, «Амурзолото» — 500 тысяч, Благовещенский электроаппаратный завод —75 тысяч рублей, — вспоминает один из активных авторов рубрики «Дефицит» Виктор Яковлев. — Тут же звонит секретарь сковородинского райкома партии, у которого 35 тысяч не хватает, и тут же предлагает закрыть хотя бы по бумагам. При этом город получает знамя, область получает знамя, все пошли за премиями. Я жесткую позицию занял и в итоге был вынужден уйти с работы, но факт остается фактом — реальное положение экономики было далеко от идеала. Сплошные приписки. Во всем.

Известный журналист Павел Савинкин пришел пить чай не с пустыми руками. Виниловые пластинки с популярной рок-музыкой стали украшением встречи. Настоящий раритет, который просто подержать в руках приятно.

— В 70-е годы на «толкучке» купил, — похвастался Павел Андреевич. — Я студентом был, 40 рублей стипендии получал, а пластинки больше сотни стоили. Но за такие вещи отдать не жалко, тем более я в ансамбле играл, и это была хорошая возможность приработка. И вот что хотелось бы отметить — у меня нет желания плюнуть в то время. Носили, что есть и шибко не заморачивались. Опять же качество продуктов, благодаря ГОСТУ, было не сравнимо с сегодняшним днем. Зачем нам сейчас 50 сортов колбасы? Лучше верните нам одну «Докторскую» из того времени и вы почувствуете разницу! Сейчас тоже много чего не хватает. Особенно человечности. Я когда в молодежной бригаде работал, в нашей компании были бурят, чеченец, белорус, русский, латыш, который потом женился на молдаванке. Мы собирались вместе, пели песню «Рельсы упрямо режут путь». Сейчас такой сердечности, к сожалению, нет.  

Формула «Не все было так плохо» тут же получила единодушную поддержку за общим столом. Кто бы мог подумать, что именно с дефицитом связаны многие приятные моменты жизни наших читателей.

— У меня в 91 году родилась младшая дочь — элементарно запеленать ребенка было не во что. Коляску в магазине продавали только при наличии справки из роддома. Доходило до того, что женщины брали грех на душу и воровали больничные пеленки. До того все дико было, — сокрушается корректор «Амурской правды» Галина Васькова. — Мне из моей типографии пакет передали, в котором продукты, даже кофточка какая-то была. На производстве все распределялось по записи и по талонам. Я теперь понимаю детей, которые заглядывают в сумку к маме и спрашивают: «Что ты мне принесла?» Сама была похожа на того ребенка. На этом фоне хочу сказать: большое спасибо персоналу нашего роддома, потому что окружающая забота, внимание и помощь с их стороны с лихвой перекрывали все остальные неприятности.

— Хорошо помню 16 января 1988 года. В деревянном здании на перекрестке улиц Театральная — Северная винный магазин располагался, очередь просто неимоверно-огромная, — тут же подключается еще один автор «дефицитных историй» Владимир Григорьев. — Один мужик без очереди полез, тут же драка завязалась, его там избили так, что он сознание потерял. Пока суть да дело, скорая приехала, милиция тут же давай разбираться. Я сам замерз — ног не чувствую. Четыре с половиной часа отстоял, пока до прилавка добрался. Можете представить мое состояние, когда продавщица говорит: «Молодой человек, «Агдам» не дам! Перед вами закончился. Домой еле дошел, сижу хмурый, а жена мне: «Володя, у нас радость — внук родился!». Ну, какой после этого может быть дефицит!

АП не осталась в стороне и разбавила ностальгические ноты дополнительным приятным моментом. Победителем «Дефицитных историй» признан Владимир Григорьев. Его трогательный рассказ о родственнике-фронтовике, чей подвиг способствовал покупке дефицитного костюма не оставил никого равнодушным. Владимир Григорьевич получил главный приз — сотовый телефон. Виктор Яковлев, со своим рассказом о женских колготках, которые превращаются в мужские носки, получил поощрительный приз в виде фирменной кружки АП и набора нашей сувенирной продукции.    

Возрастная категория материалов: 18+