Почти игрушечные кассы закрыты на замок, а кассир в серой пилотке с бантиками — девчушка ростом чуть больше метра — покинула свой пост. В день открытия детской железной дороги все желающие могут прокатиться с ветерком бесплатно.
На перроне построился народ: большой и малый. Все они представители одной из самых почетных профессий: бывшие, настоящие и будущие железнодорожники. Причем среди ребят не только одни жители Свободного. На праздник приехали воспитанники разных линейных отделов от Ерофея Павловича до Белогорска, ведь сегодня в Приамурье азы железнодорожного дела осваивают около тысячи детей. Более половины уже окончательно определились с выбором профессии.
Гудок, и маленький локомотив тянет за собой восемь таких же миниатюрных вагонов, украшенных воздушными шариками. Здесь все по взрослому: уютный вокзал, заполненный крохотными пассажирами зал ожидания. Вот только за не игрушечным пультом управления сидит подросток. «Директор по станции, сокращенно ДСП — Светлана Твердохлеб», — рапортует юная железнодорожница. Ее работа очень ответственная, ее могут доверить после трех лет освоения профессии. А помощник машиниста может взяться за рычаги лишь спустя четыре года учебы.
— Тут не только знания нужны, но и сила, чтобы сцеплять и расцеплять вагоны, — не без гордости заявляет 15-летний капитан, помощник машиниста Сергий Москаленко. — Девчонок на эту должность не берут. После школы буду машинистом: кто на малой дороге поработал тому по плечу и большая.
Его сокурсник Валерий Тарасов — кондуктор. Валера считает, что его обязанности не менее важны. «Я зайцев не ловлю, на это есть ревизор. Я даю сигнал и записываю время отправления и прибытия поезда. Составы отправляются 4 раза в день: 2 раза с утра и 2 — с обеда. Мы работаем по четыре часа в день».
— Открытие обновленной детской железной дороги — знаковое событие для города, — считает мэр Свободного Роберт Каминский. — Это наша особая гордость и лучший подарок к 100-летию Свободного. Много лет назад я сам был мальчишкой и с завистью смотрел на тех ребят, которые ходили в форме железнодорожников. Я мечтал влиться в их ряды, но не прошел строгий отбор.
Малая дорога Забайкальской железной дороги празднует не только открытие 72-го сезона, но и свое второе рождение. За полтора месяца здесь был проделан колоссальный капитальный ремонт. Из 10,5 километра железнодорожного полотна было реконструировано 7,6 километра, деревянные шпалы заменили на бетонные. На некоторых снятых рельсах еще стояло клеймо Демиховского завода 1911 года выпуска. Была обновлена инфраструктура, путевое хозяйство, энергетика, связь. Реконструировано и пополнено новым компьютерным оборудованием учебное здание. В нем разместилось и общежитие для приезжающих на практику воспитанников. На модернизацию единственного на Дальнем Востоке детского объекта РЖД выделило 400 миллионов рублей.
Юный стрелочник Вовка — единственный, кто не рад обновлению. Из-за автоматизации он может остаться без работы. «Раньше мы путейные стрелки вручную переводили — работа сложная, но интересная. А сейчас начальник станции нажимает на кнопку, она сама опускается. Но я все равно слежу, как она двигается. Но это уже не то», — признается парень.
На перроне появляется музейная реликвия — колокол отлива 1916 года. Этот раритет нашла на своем огороде пенсионерка в Магдагачинском районе. Правда, он на станции только для красоты. Его работу заменил диктор, объявляющий о прибытии и убытии поезда. А раньше три удара — поезд пришел на станцию, два — осталось две минуты до отправления, один — счастливого пути.
Маленький проводник взял в руки желтый свернутый флажок. «Поезд отправляется со станции «Юность», будьте осторожны!», — звучит бойкий детский голос.
Следующая станция Дальневосточная, затем Подгорная и конечная — Пионерская.
Протяженность самой большой малой дороги России — 11 километров. В один конец детский поезд движется 35 минут, стоянка на промежуточных станциях 2 минуты. Скорость движения небольшая — 45 километров в час, а раньше была и вовсе 25. Ширина узкоколейки — 75 сантиметров (обычные рельсы — полтора метра).
Хоть дорога и малая, но дает большие перспективы. Это единственная кузница детских железнодорожных кадров на Дальнем Востоке.
Комфортный вагон, как машина времени переносит нас в историю. Станция «Юность» — «Сталинское счастье». Так она называлась в момент своего открытия в 1940 году и составляла всего три километра. 86-летний ветеран Великой Отечественной войны и почетный железнодорожник Михаил Павлинов был первым ее строителем.
— В те годы все школьники Свободного здесь работали, — рассказывает почетный железнодорожник. — Делали насыпь, укладывали шпалы. Я до 1943 года водил тепловоз, а потом ушел на фронт. После окончания войны остался верен профессии, хотя предлагали остаться в армии. Вернулся и всю жизнь проработал здесь. Так что я тоже генерал, только железнодорожный.
— Раньше были деревянные вагоны, — вступает в беседу еще один первопроходец Николай Литвиненко. — Когда Павлихин ушел на войну, мне было 13 лет, я продолжил его дело. Малая железная дорога ни дня не простаивала, была связующим звеном. Ведь тогда в городе не было транспорта, все уходило на фронт. Народ даже велосипеды сдавал. Мы забирали сельхозпродукцию из лагерей БАМлага, ездили на мясокомбинат. Потом наш маленький паровозик подъезжал к большому и разгружался. Погрузкой занимались женщины. А нам есть так хотелось! Хотя я, как взрослый, в день получал 600 грамм хлеба — двойную норму, 3 куска сахара и 20 грамм сливочного масла. Все не съедал, нес двум младшим братьям.
Возрастная категория материалов: 18+
Я родился городе Свободном и дорогу знаю с четырёх лет когда её открывали.
После всю войну япровел на ней со старшими товаришами Виталием Карякиным
иСергеем Ефремовым. В 1948г.я стал юным железнодорожником и ушёл я 1955г
В МОЕЙ СУlЬБЕ ТЫ СТАЛА ГЛАВНОЙ ДОРОГА МАЛАЯ МОЯ/
— Радий