«Все сгубила перестройка»
В репетиционном листе «Ясных соколов» 18 песен. Почти все — советские шлягеры 70-х и 80-х годов. На репетиции большая часть музыкантов — из старого состава группы. Клавишник Сергей Клемешный, ударник Олег Намаконов, гитарист Владимир Никифоров и второй гитарист Александр Велиев, которые пришли в группу с 68-го по 74-й год. Бросив ансамбль на волне перестройки, они стали людьми успешными и состоявшимися. И теперь снова взяли в руки инструменты.
Тот самый ансамбль, который, по словам участников, гремел по Дальнему Востоку в 70-х и 80-х годах, перестал существовать на волне перестройки. В 92-м году, когда открывался ДК профсоюзов, музыканты еще устраивали дискотеки в зале, который позже станет «Зеркальным». На галерке играл ансамбль, внизу танцевали горожане. А потом все.
— Есть хотелось, нужно было деньги зарабатывать, — вспоминает гитарист Владимир Никифоров. — В 92-м мы еще были востребованы, но началась перестройка, и мы решили — надо завязывать.
С тех пор музыканты разбрелись кто куда. Клавишник Сергей Клемешный параллельно с работой водителем играл по ресторанам, барабанщик Олег Намаконов ушел в торговлю, а второй гитарист Александр Велиев стал экспедитором. Ближе всех к музыке остался гитарист Владимир Никифоров. В начале 90-х он открыл свой первый музыкальный отдел на Амурской ярмарке. Как шутят участники группы, обходиться без музыки ему было проще всего: «Он же окружил себя инструментами, вон у него сколько магазинов».
Вернулись не все
Решение вернуть былой ансамбль появилось у ее участников в 2009 году, на 55-летнем юбилее гитариста. Большинство старых музыкантов идею поддержали, но часть «Ясных соколов» в группу не вернулись.
— Басист наш старый не смог, мы позвали нового, Артема Зинкова из группы «Купе», — вспоминает гитарист Владимир Никифоров. — Солистка наша тогда болела, и мы позвали Алесю Никонову из «Девчонок из подворотни». Начали играть раз в неделю, песни тренькать. Так, для себя. Потом приехали в ОКЦ, нам тут помещение выделили.
51-летний барабанщик Олег Намаконов, самый младший из участников, отыграв несколько песен, осматривает свою рубашку. Дорогая фиолетовая сорочка вся мокрая от пота.
— Если я буду выбрасывать рубашки после каждой репетиции, я разорюсь, — сетует ударник. — Алеся, ну вот ты скажи, где мужики обычно потеют, — спрашивает он новую солистку группы Алесю Никонову. — На работе все, один я за барабанами.
Спрашиваю участников, как они обходились без музыки все это время.
— Пришлось обходиться, деньги зарабатывали, — отвечает Олег Намаконов. — Тяжело было, конечно. Несколько лет назад хотел показать класс в музыкальном магазине в Китае, так я ударил пару раз по тарелкам и ушел. Сейчас все заново пришлось вспоминать.
«Бастилия» получает второе рождение
В Общественно-культурный центр участников «Ясных соколов» привел их нынешний солист Сергей Еременко, главный режиссер ОКЦ.
— Когда я пришел сюда на работу в марте, директор Надежда Багрова сказала, мол, есть такая группа, не хотите в нее вступить? Я ей ответил: «Да перестаньте, это же не востребовано уже все». Но она меня убедила, и в конце концов мы начали играть здесь. Накупили аппаратуры миллиона на полтора рублей, стали репетировать.
Постепенно баловство, как назвал ансамбль сам Сергей Еременко, переросло в желание дать концерт, а главный режиссер ОКЦ начал собирать команды под эгидой Общественно-культурного центра. Сейчас у него три группы, в трех разных направлениях — русский рок, англоязычная музыка и ВИА. Та самая «Бастилия», в стенах которой образовались многие талантливые группы конца 90-х, снова начала становиться центром музыкального Благовещенска.
Обходя запреты
В 1968 году участники группы «Ясны соколы» играли в клубе благовещенской спичечной фабрики «Искра».
— У нас был руководитель, дед старый, — вспоминает Владимир Никифоров. — Он набирал в ансамбль мальчишек. Потом уже к нам пришли нынешние участники, второй гитарист, клавишник. Мы были таким классическим советским ВИА, каких миллионы в Советском Союзе. И пели мы советские песни. С 72-го года мы работали и от комсомола, и от чего угодно, и по концертам не переставая мотались.
Во время одной такой поездки, участники едва не сорвали все выступление.
— В 1985-м мы были в агитационной поездке ЦК комсомола по Берингову морю, в это время Луиса Корвалана все дружно освобождали, — продолжает Никифоров. — Наш корабельный художник был просто ужасен, и этот Луис Корвалан получился почти как Фантомас. Мы выходим на сцену и пять минут не можем сказать ни слова, просто ржем. Потому что нормальный человек такое художество видеть не мог.
По словам Сергея Еременко, играть советским ВИА приходилось совсем не то, что хотелось. Но запреты все же обходили.
— Мы дурили всех. Была такая песня, «БАМ». Так мы играли ее под DeepPurple. Замполит реально знает, что мы играем какую-то фигню, но что — он понять не может. Текст бамовский, мелодия бамовская. Да, песню вы знаете, мелодию знаете? Он: «А почему все так радуются?» Я: «Ну так на БАМ все хотят!»
В свободное время участники ансамбля музыку почти не слушают. «Слышать ее уже не можем, — отвечает Олег Намаконов. — Ты спроси у циркачей, любят ли они цирк? Да они его ненавидят». «Иногда, когда становится кисло на душе, ставлю себе Тома Уэйтса, альбом 68-го года», — признается Сергей Еременко. «Ну или Shadows и Venture, которых вообще никто не знает», — добавляет Владимир Никифоров.
Уже на выходе с репетиции в лифте задаю участникам последний вопрос. Про драйв. И получаю ответ — иногда бывает. Когда хорошо получается. Но энтузиазма давно уже нет.
— Музыка — дело молодых, — вздыхает Сергей Еременко.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии