Вложение сил и средств в формирование в России малого предпринимательства как особого класса позволит банкам получить надежных клиентов в этом сегменте в будущем, — считает начальник отдела кредитования малого и среднего бизнеса операционного офиса «Благовещенский» ОАО «Промсвязьбанк» Оксана Алишина.

— Этот сектор имеет огромный потенциал для роста и развития, — говорит Оксана Алишина. — Этого нельзя не заметить. Хотя вклад малого бизнеса в ВВП России в рамках мировых норм остается по-прежнему на низком уровне. Экспертная оценка — 20—21%, мировая практика — 50% и выше. Это говорит о том, что малый бизнес у нас есть, но с точки зрения формирования экономики его доля незначительная. Мы все оптимисты, мы верим, что доля малого бизнеса будет расти.

— Сектор в России действительно пока развит слабо. Этому есть причины — высокая налоговая нагрузка в прошлом и фактическое отсутствие исторического опыта. Однако разве в последние годы не произошел ряд позитивных изменений?

— Оглядываясь назад, я могу с уверенностью сказать, что есть значительные изменения в лучшую сторону, и это действительно выражается в конкретных мерах. Раньше, для того чтобы войти в малый бизнес, необходимо было пройти целый ряд административных барьеров, получить лицензию. Количество видов бизнеса, которые попадали под лицензирование, измерялось десятками, и для малого бизнеса были серьезные препятствия. Понятно, что любой барьер можно обойти, но это время, ресурсы, силы, зачастую никому не нужные. Сегодня стать субъектом малого предпринимательства достаточно просто. Есть законодательство, четкие нормативные акты, которые регулируют бизнес, и сейчас развитие бизнеса зависит в первую очередь от желания.

— Положительная тенденция в росте и укрупнении небольших предприятий уже прослеживается. К тому же на рынок приходят новые люди, которые полны энтузиазма, идеи и желания зарабатывать.

— Много появляется малых предприятий, которые не связаны напрямую с торговлей, это и производственная сфера, и сфера услуг, есть даже ряд инновационных малых предприятий. Промсвязьбанк, как один из крупнейших банков, который является лидером на рынке, принял решение поддерживать номинантов с точки зрения создания для них более интересных условий. Также банк принимает активное участие в награждении их в различных конкурсах. В частности, Промсвязьбанк сейчас поддерживает премию студенчества в области предпринимательства, есть студенты, которые начинают развивать бизнес, параллельно получая образование, у них есть дополнительная практика, они более чем успешны во многих направлениях.

— Но не стоит забывать о тех, кто давно работает на рынке. В мире происходят постоянные изменения, появляются новые, более эффективные продукты, за которыми предприниматели не всегда могут уследить сами. Советы бывалых предпринимателей и экспертов рынка помогают развиваться бизнесу. Вы не планируете заняться обучением?

— Промсвязьбанк планирует запустить ряд бизнес-семинаров по России, куда будут приглашаться малые предприниматели, чтобы дать им краткий курс тех дисциплин, предметов, которые им пригодятся с точки зрения развития бизнеса. Например, им расскажут, как более эффективно построить маркетинговую стратегию с ограниченным бюджетом, как брендировать товар, позиционировать себя на рынке и более конкретные вещи, связанные с налогообложением, с управленческой отчетностью. В качестве лекторов-консультантов планируется привлекать как собственных сотрудников, так и внешних преподавателей-консультантов.

— От некоторых видов своей поддержки малому бизнесу Промсвязьбанк не получает вообще никакого дохода. Но это имиджевый ход. К тому же чем больше на рынке предпринимателей, тем большее их количество может стать потенциальными клиентами банка. Но ведь вопреки уже устоявшемуся стереотипу малый бизнес нуждается не только в кредитных продуктах!

— Также существует большая категория «некредитных» клиентов, которых интересуют консалтинговые услуги, расчетно-кассовое обслуживание, продукты, аналогичные тем, которые потребляют физлица: депозиты, транзакции через банк-клиент, интернет-банк. Это категория клиентов, которая также представляет серьезный интерес, и мы видим в этом потенциал для развития.

— Часть предпринимателей начали пользоваться и более сложными услугами. Такими, например, как факторинг.

— В большей степени этот продукт интересует клиентов корпоративного сегмента, но в малом бизнесе у нас тоже сейчас возникают определенные потребности. Я не могу сказать, что факторинг для малого бизнеса сейчас является одним из ключевых продуктов, но в нашей линейке он присутствует. И наряду с обычным кредитованием, которое у нас представлено более чем 10 разными продуктами, в зависимости от сроков, целей, условий, мы предлагаем факторинг клиентам малого бизнеса как хорошее дополнение в случае, если видим необходимость или у клиента возникает такая потребность.

— Ваш банк организует специальные акции для небольших предприятий или предоставляет скидки, для того, чтобы привлечь клиентов?

— Исходя из опыта сотрудничества с определенным клиентом либо сегментом, мы можем себе позволить сделать для них такой приятный сюрприз, как скидки. Это может быть выражено либо в прямой кредитной ставке, либо в других тарифах, связанных с обслуживанием клиента.

— Есть еще один стереотип на рынке, что малый бизнес — это более рисковый сегмент, чем крупные клиенты.

— Для банка, наоборот, интереснее иметь диверсифицированный портфель, поскольку если говорить о риске конкретно на одного заемщика, то в корпоративном бизнесе он очевидно выше. Если мы говорим о малом бизнесе, то этот риск распределяется между сотнями, а то и тысячами клиентов.

Генеральная лицензия Банка России № 3251

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+