Протянув проводнику свой паспорт и электронный билет, очередная опаздывающая торопливо стала грузить поклажу.
— Не спешите! Я не могу посадить вас в вагон, — остановил ее проводник.
— Почему?! — в глазах пассажирки читались удивление и тревога.
— Вы не прошли электронную регистрацию.
— Но я могу не успеть, поезд уйдет!
Проводник была неумолима. И, ругая таможню, женщина со слезами помчалась в кассу.
Возле соседнего вагона начальник поезда разбирался еще с четырьмя пассажирами. Эти люди тоже оформляли заказ онлайн, заранее все в один день прошли электронную регистрацию, однако не все фамилии почему-то оказались в списке пассажиров данного экспресса. «Выходит, я купил «мобильный билет», а места в поезде нет?!» — возмущался один из парней. Почему возникают такие ситуации и как избежать проблем, если вы заказываете железнодорожные билеты по интернету? Ответы на эти вопросы искал корреспондент АП.
Бланк заказа — не билет
Электронные авиабилеты уже давно перестали быть диковинкой, а вот заказ железнодорожных билетов через интернет — относительно новый вид сервиса для дальневосточников. Эта услуга Российских железных дорог сразу обрела популярность, особенно в период отпусков. Не надо простаивать в огромных вокзальных очередях, так знакомых нам с детства: можно просто зайти на сайт РЖД, самому выбрать маршрут, места в вагоне, сравнить стоимость на разные поезда и даты и сделать заказ, совершив оплату банковской карточкой или электронным веб-кошельком. Причем все это без суеты и спешки.
Все, кто пользовался электронными авиабилетами, знают: достаточно на стойке регистрации в аэропорту предъявить паспорт — и тебе выдадут посадочный талон. С железнодорожными сложнее. Первое, что надо помнить: бланк заказа не является билетом и не дает права проезда в поезде. Перед посадкой необходимо пройти электронную регистрацию. И здесь алгоритм действий для пассажира, прежде чем он сядет в нужный поезд, имеет несколько вариантов.
Первый: для посадки в поезд необходимо обменять бланк заказа на бумажный аналог на бланке РЖД. Это можно сделать в билетной кассе или в терминале самообслуживания (ТТР), которые установлены на многих вокзалах России.
Второй вариант: зарегистрировать электронные билеты на поезд можно самим по интернету. Это можно сделать в то же время, когда оформляете онлайн-заказ, или позже — но не позднее, чем за час до отправления поезда. Для этого надо зайти на сайт РЖД в личный кабинет, найти оплаченный вами заказ и выполнить в предложенной последовательности регистрацию.
Список всех пассажиров, прошедших электронную регистрацию (в кассе, терминале самообслуживания или по интернету), затем распечатывается и передается проводнику поезда. Там указываются все необходимые данные. До недавнего времени пассажиру достаточно было показать паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, чтобы его пропустили в вагон. А сегодня требуется еще и посадочный купон.
Изменились правила электронной регистрации
С 14 июня РЖД изменили систему оформления электронного билета и регистрации.
— Сегодня, даже пройдя электронную регистрацию на сайте перевозчика, в поезд нельзя сесть, предъявив только паспорт, — сказала заведующая кассами благовещенского железнодорожного вокзала Елена Елинская. — Теперь при оформлении билета через интернет сначала формируется контрольный купон электронного билета, в котором указаны номера заказа и электронного билета. Они состоят из 14 знаков.
Раньше у пассажиров, которые ездили в командировки, возникали проблемы с отчетностью. Потому что квитанцию электронного заказа ж/д билета не принимали в бухгалтерии. Контрольный купон в соответствии с приказом Министерства транспорта России является документом строгой отчетности и предоставляется отдельно для каждого пассажира. Его можно распечатать и предоставить для отчета в бухгалтерию организации.
Однако контрольный купон электронного билета без посадочного купона для проезда недействителен. Это означает, что после приобретения билета на поезд через интернет и оформления электронной регистрации на сайте РЖД необходимо распечатать еще посадочный купон на принтере и предоставить проводнику вместе с паспортом. Если вы не прошли электронную регистрацию онлайн, сделать это можно в билетной кассе или терминале самообслуживания на вокзале, указав 14-значный номер своего заказа.
— Пассажира запустят в поезд только в том случае, если у него имеется на руках посадочный купон. Он может быть бумажным — на бланке поездного документа, оформленного в кассе или ТТР, либо это распечатка с интернета на листе формата А4 со штрихкодом 2Д. А может быть и виртуальный — на планшете или в сотовом телефоне, если вы заказывали электронный билет с мобильника, — уточнила заведующая кассами вокзала.
И еще одно новшество. Раньше, приобретая через интернет билеты на нескольких человек, на всех оформлялся один бланк заказа. Теперь на каждого пассажира необходим свой посадочный купон.
— Если, к примеру, в заказе указаны четыре человека, то номера заказа и электронного билета совпадают только у первого пассажира. Это надо учитывать при оформлении отдельного посадочного купона на каждого из четырех пассажиров, — пояснил эксперт справочной службы ОАО «РЖД».
Видимо, люди, которые отдыхали за границей, не знали о нововведениях РЖД, поэтому кого-то не оказалось в списках у проводника экспресса. По словам Елены Елинской, начальник поезда разобрался в ситуации, и пассажиров в самый последний момент запустили в вагон.
Возрастная категория материалов: 18+
Про купон интересно, спасибо что написали.
Мне кажется, что обмен бланка заказа на билет в кассе не является электронной регистрацией.
Ну и про «относительно новый вид сервиса»: в Благовещенске электронные билеты на поезда уже лет пять как в ходу — http://www.amurpravda.ru/articles/2007/09/11/8.html?print
— ПK (гость)