Бум франшиз
Предприниматель Александр Симоненко вспоминает, как начиналась его работа с известной маркой Benetton. Его можно назвать первопроходцем в этом деле. До 2001 года, когда в Благовещенске стали продаваться вещи итальянской марки, в регионе не было официальных монобрендовых магазинов.
— Меня тогда вопрос франшизы не интересовал, просто нравилась сама марка Benetton и хотелось представить ее в городе, — делится он.
Александру Симоненко было непросто уговорить итальянцев позволить ему открыть магазин в Благовещенске. Итальянский бренд был лучшим в своем сегменте, конкурентов практически не было. В 2000 году на территории бывшего советского пространства было всего 16 магазинов с вывеской «Benetton», открытых в основном в столицах государств. Амурский магазин стал семнадцатым.
— Я даже несколько приукрасил положение Благовещенска и воспользовался его отдаленностью, поэтому представители не сразу приехали к нам и сначала поверили на слово, — вспоминает бизнесмен.
Все сложилось удачно. Сегодня торговый зал Benetton расположен в отдельно стоящем здании, общая площадь увеличилась с 80 до 1100 квадратных метров. В 2006 году предприниматель открыл еще два фирменных магазина по франшизе Naf Naf и Olsen. В этом случае уговаривать представителей компаний не пришлось — шесть лет назад известные марки пошли в регионы.
Прописка
В регион бренды приходят двумя путями. Первый, когда сами владельцы сети регистрируют филиал магазина в Благовещенске. Так было с Adidas, Gloria Jeans и O’Stin. Второй, когда местные предприниматели получают право работать под именитой вывеской при выполнении определенных условий, установленных владельцем марки. Эта бизнес-модель построена по франшизе. Определить бутик, открытый по официальной франшизе, очень просто: его название совпадает с товарной маркой, в ассортименте товар только одного бренда, торговый зал оформлен в едином стиле, где бы ни находился магазин: в Благовещенске, Санкт-Петербурге или Пекине.
Пример: салон обуви Mascotte, открытый по франчайзингу. От московского собрата не отличить: фирменные цвета, единый модельный ряд на сезон, стандарты оформления витрин. Поэтому другой предприниматель, до прихода франшизы предлагавший обувь этой марки, вынужден был сменить ассортимент. Причина проста: бизнесмен, открывший магазин по франшизе, получил монополию на регион — теперь только он имеет право торговать в Приамурье обувью именитого производителя. Это одно из преимуществ работы по франшизе.
Марки стали мягче
За последний год каждый месяц в Благовещенске появляется по 2—3 фирменных магазина. Их владельцам не приходится объяснять собственникам торговых марок о местонахождении города и его привлекательности. Смягчение требований владельцев марки (франчайзи) — одна из причин массового открытия именитых бутиков. Так, по информации АП, в скором времени в Благовещенске появится итальянский магазин колготок и пляжной одежды Calzedonia. Изначально представители этой марки говорили о заинтересованности в городах с численностью свыше 350 тысяч человек. Условия изменились. Для открытия магазина Mexx выдвигалось требование о минимальной торговой площади 300 квадратных метров. Амурским бизнесменам удалось убедить представителей марки в завышенности размеров помещения с учетом региональных особенностей.
Вторая причина бума — фирменные вещи стали доступнее. Владелец амурского магазина Benetton приводит цифры: средняя цена покупки со времени открытия не изменилась. «Если десять лет назад товар казался дорогим, то сейчас он продается по той же цене и уже не кажется таковым», — делает вывод Александр Симоненко.
Поспособствовали приходу в регионы официальных торговых марок и сами создатели одежды и обуви. Практически на каждом сайте известных игроков можно встретить раздел «Франчайзинг» — компаниям выгодно наращивать присутствие в регионах. Самый удобный вариант для этого — отдать на откуп местным предпринимателям вести бизнес по установленным правилам. Например, марка Kira Plastinina предлагает три варианта сотрудничества по системе франчайзинга: от концептуального магазина площадью 150 кв. м до магазина «дисконт» с 30 кв. м, требующие вложения от 4,3 до 1,3 миллиона рублей.
Каждый сантиметр на счету
Франшиза стала массовой. Так, начинающие предприниматели из Благовещенска Роман Макаренков и Антон Слезкин рассказали, что без особых проблем получили эксклюзивное право на открытие свадебных салонов Slanovskiy в столицах Амурской области и Хабаровского края.
— При открытии магазина шла его приемка: проверялся каждый сантиметр торгового зала. В любой момент представитель марки может приехать и проверить соответствие стандартам, — рассказал АП представитель одного фирменного бутика.
Стать представителем именитой марки по франшизе — это не просто вывесить на фасаде табличку с именем и закупить фирменный товар. К работе местных бизнесменов владельцы франшиз выдвигают требования.
Одни просто требуют регулярно закупать минимальный объем коллекции, согласовывать цену и предлагать покупателям товар только их марки. Никаких жестких финансовых гарантий и требований к торговому помещению. Другие представители марок, как правило, международных, жестко подходят к выбору партнера в регионе. Опыт розничных продаж, наличие собственного помещения, банковская гарантия от 1 миллиона рублей, инвестиции от 3 миллионов рублей — такие условия чаще всего выдвигаются к партнерам в регионе у известных брендов. Остальное — это требования к торговому залу. Площадь от 200 кв. м, место с высокой проходимостью и большой витриной на торговой улице в центре города или в крупном торговом центре — таковы стандартные условия мировых марок.
Как стало известно АП, у одного предпринимателя переговоры по открытию магазина мирового бренда в Благовещенске заняли более года. Московских партнеров не устраивала торговая площадь. Компромисс был найден: нашли зал в торговом центре с большей проходимостью, но меньшей площадью.
— Сегодня в столице Приамурья, при всем наличии торговых центров, достойных торговых площадей нет. Востребованы большие торговые залы на первом, втором этажах площадью 150, 300, 600 квадратных метров и более. В Благовещенске торговые марки стоят в очереди, чтобы занять подходящее место. Найти помещение на главных улицах проблематично из-за отсутствия сформированного потока посетителей и удобных парковок, — поделился проблемой с корреспондентом АП благовещенский бизнесмен.
Наличие подходящих торговых залов — главный стоп-фактор для появления в Благовещенске новых торговых марок. У успешно работающих по франшизе амурских компаний смежная проблема — высокие арендные платежи. Сменить арендодателя фирменные бутики, как правило, не могут и вынуждены мириться с высокой ценой. По словам бизнесменов, основная часть затрат у них сегодня — арендные платежи, которые высоки как нигде в мире в соотношении с выручкой продавца. Несмотря на все проблемы, в ближайшее время два новых бутика известных брендов откроются в ТРЦ «Мега» и ТЦ «Небесный Хуафу».
Все по франшизе: путевки, телефоны, игрушки
Работа под чужой вывеской привлекает многих амурских бизнесменов. Помимо одежды и обуви, в Благовещенске по франшизе давно работает магазин детских товаров «Дочки и Сыночки» и магазин подарков «Красный куб». Широко распространена такая бизнес-модель у операторов сотовой связи. Часть салонов МТС открыты местными предпринимателями. В сфере туризма также есть представители-франчайзеры: «Магазин горящих путевок» и «1001 Тур». Даже спортивные клубы «Броско фитнес» и «Slim club» не задумка амурских бизнесменов, а открытые по франшизе бизнес-проекты. Некоторые эксперты склонны считать, что будущее франшиз в Благовещенске за сферой общественного питания.
Возрастная категория материалов: 18+
Например, цена забита в централизованную программу.
Спору нет, игра слов.
Цены могут быть разными по условиям отельных франшиз. С теми с кем беседовала, говорили о единых ценах. Можно перепроверить некоторые бренды, зайдя на фирменные интернет-магазины.
— Екатерина Н (гость)Екатерина, ну вам ли журналисту не знать, что единый и одинаковый — в данному случае это слова синонимы, поэтому вана ремарка: «В статье намерно...» А в чем по-вашему в данному случае разница между единым и одинаковым?
— Покупатель (гость)Про шопинг в Европе – согласна. Там, в принципе, дешевле любая фирменная одежда. Причин на это много: разница в уровне налогообложения, таможенных пошлинах, экспортных затратах, стоимости транспортных расходов и самое существенное – стоимость аренды торг.зала.
Кстати, Zara, H&M не работают по франшизе. Не путать с франшизой ZaraZara.
— Екатерина Н (гость)В статье намеренно использовала слово «единые» цены, а не одинаковые. По информации полученной от местных бизнесменов и по офиц.интернет-ресурсам франчайзи, цены по франшизе устанавливаются централизовано. От страны к стране они могут варьироваться в зависимости от курса валюты, региональных особенностей.
Главное, что в регионах по условиям большинства франшиз местные предприниматели не могут сами устанавливать цену на товар.
К слову, на недавней ночной распродаже в ТРЦ в офиц.отделах скидку согласовывали с Москвой – это тоже не входит в полномочия местных бизнесменов (франчайзеров).
— Екатерина Н (гость)По всему миру аааа муахахаааа
— ЕвгeнийЯ (гость)Но про одинаковые цены в России и в других странах лучше не говорить. В Москве в «Zara» пальто стоит 8000 рублей, в «Massimo Dutt» сумка за 7000 рублей, вылетаем в Испанию на следующий день: это же пальто в «Zara» на наши деньги 3800, эта же сумка — 4000 рублей. Точно такая же новая коллекция, никаких сэйлов ни в Москве, ни в Испании. Так что шоппинг в Европе позволяет сэкономить прилично. Поэтому с путешествий привозим чемоданы вещей по вполне демократичным в отличии от России ценам.
— Путешественник (гость)