Константин Иванович — коренной амурчанин, родившийся 26 октября 1921 года в Климовке Ромненского района. С детства у него была тяга к машинам. Он поступил на курсы шоферов, окончив которые до 1939 года водил ГАЗ-2А, известную всем полуторку. В 1939 году его призвали в Красную армию в 12-й автополк, находившийся в Хабаровске. В 1940 году 30 водителей, имевших знаки «Отличный шофер», были привлечены для участия в параде 1 Мая, в числе их был и Константин Иванович, а затем и в параде 7 Ноября 1940 года и 1 Мая 1941 года. После праздника дивизия выехала в военные лагеря в Еврейскую область.
И вот тревожным набатом прозвучало слово «Война!». Все изменилось в военном лагере. Начались ежедневные тревоги, копали окопы, ухудшилось питание. 13 августа 1941 года был получен приказ об отправке 60-й танковой дивизии, где и состоял мой прадед, на фронт на защиту Ленинграда.
Их бригада состояла из двух танков Т-26 и батальона танков БТ-7, все они со слабой броней, бензиновыми двигателями и вооружены 45-миллиметровыми пушками; снаряды к этим пушкам и во-зил автобатальон.
Первыми эшелонами из Биробиджана отправили танки с их личным составом. Выгружались в Тихвине. Не успели развернуться, как в город ворвались немцы. Пришлось нашим, еще не обстрелянным, с ходу вступить в бой. От этого первого боя остались тягостные впечатления, так как впервые хоронили своих товарищей.
В конце 1941 года был создан Волховский фронт. Ленинград был уже блокирован. 350-й автобатальон, в котором Константин Иванович и воевал, вошел в состав 2-й ударной армии. Основные части ее попали в окружение в Синявинских болотах, остались без боеприпасов и продовольствия. Там даже съели всех лошадей, людям грозила верная гибель. Но прадеду удалось выйти из окружения.
350-й автобатальон выполнял разные задания. Это было под Тихвином. Разведка донесла, что на одном из участков фронта немцы утром готовят наступление. Нужно было срочно доставить мины минометчикам, чтобы достойно встретить и угостить фашистов, доставить незаметно, скрытно, не вызвав ни малейшего подозрения врага.
Темным вечером с потушенными фарами на передовую вышли три грузовика, груженные минами. Передний вел Константин Иванович. Извиваясь, дорога шла по лесу. Машины шли осторожно, шоферы бдительно всматривались в тревожную, тихую темноту. Все было спокойно. И вдруг — слева автоматная очередь. Зазвенели разбитые стекла. На некоторых ящиках с минами засветились огоньки. Стреляли зажигательными. Прадедушка инстинктивно пригнулся, пули просвистели мимо, а потом сам дал длинную очередь из автомата по направлению стрелявшего. Два других водителя поддержали его огнем. Автомат врага умолк. Шоферы быстро потушили загорания на ящиках мин и двинулись дальше.
Одна машина была повреждена — взяли на буксир. К рассвету добрались до минометчиков. Утреннее наступление немцев захлебнулось под шквальным огнем мин, доставленных отважными фронтовыми шоферами. За выполнение боевого задания все трое были представлены к награде.
В январе 1942 года из их автобата отобрали 5 лучших водителей (в их числе был и прадед) и направили на помощь Ленинграду. Тогда уже открылась Дорога жизни. Из города автобатальон вывозил больных, истощенных донельзя взрослых и детей, раненых, а в Кобоне загружались продовольствием, боеприпасами, медикаментами и сдавали в городе под строжайшим контролем. Иногда задерживались в городе для вывозки умерших жителей на Пискаревское кладбище. Их грузили в машины навалом, как дрова, многих без опознания личности, и сваливали в общие могилы. Страшно даже представить, на что были обречены ленинградцы зимой 1941—42 гг.
В 1943 году прадеда отправили под Москву, где на базе их батальона был сформирован 26-й автомобильный полк с подчинением резерву главного командования. Получили новые ЗИСы, а также и американские «студебекеры», «доджи», «виллисы». Рота обеспечивала фронт горюче-смазочными материалами.
В это время готовилось сражение на Курской дуге, где потом Константин Иванович был танкистом. Горел в танке, получил осколочные ранения обеих ног. А из горящего танка его вытащила молодая медсестра Анна, которая впоследствии стала его женой. У Анны Федоровны за плечами уже была война с Финляндией зимы 1939—1940 гг. и медаль «За боевые заслуги».
Об окончании войны прадедушка узнал, когда был в расположении роты. Майской ночью сообщили радостную весть: мы выстояли, мы победили!
Мой прадед участвовал в Параде Победы на Красной площади — был заместителем начальника автоколонны, его назначили, так как знали, что он уже участвовал в парадах 1940—1941 гг. в Хабаровске.
После войны Константин Иванович с женой Анной вернулся в Белогорск, прадед работал парторгом на мясокомбинате. В 1952 году он переехал в Райчихинск основывать колбасную фабрику, которая впоследствии стала мясокомбинатом, где он проработал директором 25 лет. После этого он еще поработал директором пассажирского автотранспортного предприятия, а потом руководил мелкооптовой базой в п. Широкий и, даже будучи пенсионером, работал в ЖКХ Райчихинска начальником производственного отдела. Потом вышел на пенсию. Но никогда не сидел на месте: работал на даче, ездил на рыбалку, шил на машинке, участвовал в общественной жизни города, в работе совета ветеранов.
Мой прадед был необыкновенно добрым и отзывчивым человеком, он очень любил детей, и его всегда приглашали на встречи с детьми в школы и детские сады. Когда родился его правнук Арсений, он плакал от счастья, а когда в 2006 году прадедушка умирал, в его руках была фотография Сени.
У каждого человека есть свой герой. Для меня — это мой прадед Голобородько Константин Иванович.
Материал поступил на конкурс творческих работ, объявленный Амурским государственным университетом и газетой «Амурская правда».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии