Сегодня он связывает амурчан с Москвой, Новосибирском, Иркутском, Читой, с дальневосточными соседями Хабаровском, Якутском и Южно-Сахалинском. С каждым годом наш аэропорт открывает туристам все больше дверей за границу.
Начало истории
Конечно, сам аэропорт Благовещенска намного старше предприятия. Его история началась с 1959 года. Более полувека назад в селе Игнатьеве в 20 километрах от областного центра началось строительство главных ворот Приамурья. Первый аэровокзал был деревянным и располагался примерно на том месте, где сейчас находится новый терминал. Аэропорт принял пассажиров уже в 60-м. Первое время из Благовещенска за пределы области можно было летать на Ил-14 и Ли-2 во Владивосток, Иркутск, Читу, Хабаровск. Спустя три года в Благовещенске впервые приземлился среднемагистральный Ан-10 — так началось регулярное авиасообщение с Москвой.
Самым тяжелым периодом в жизни аэропорта стало начало 90-х годов. С началом экономических преобразований в стране стали снижаться показатели его работы.
В июле 1997 года глава администрации Амурской области подписал постановление о создании ГУП «Аэропорт Благовещенск». Его становление проходило в сложный экономический период. Однако в эти годы коллективу удалось провести частичную реконструкцию аэропорта, увеличить объем перевозок и улучшить качество обслуживания пассажиров.
В декабре 2010 года в эксплуатацию было сдано здание нового терминала. Его город ждал больше 20 лет. Строительство началось в 1988 году, потом было приостановлено и возобновлено только в 2007-м.
Безопасность на первом месте
Ежедневно работу аэропорта, безопасность пассажиров и их багажа обеспечивают более 250 человек. Это сотрудники различных служб.
Первые, с кем сталкиваются в аэропорту пассажиры и их провожающие, — это сотрудники службы безопасности. Ни один человек не может войти в здание аэровокзала, минуя их осмотр. Сумки «досматривает» сканер, а входящих — «рамка». Специалисты пристально следят за показаниями приборов. Еще одна встреча со службой безопасности для вылетающих происходит непосредственно перед посадкой на борт. На этом, пожалуй, видимая часть работы «безопасников» для пассажиров заканчивается, а у самих специалистов она не прекращается круглосуточно.
— Наши люди отвечают за охрану воздушных судов, периметра аэродрома, занимаются досмотром воздушных судов, пассажиров, членов экипажей, персонала, который работает в аэропорту. Досматриваем багаж и грузы, — описывает задачи службы начальник Андрей Коннов.
Перевозки идут на рекорд
После проверки пассажиров встречают сотрудники отдела перевозок. Они регистрируют улетающих на рейс, их багаж, провожают на борт самолета, встречают прилетающих. Но работа с пассажирами не единственная их обязанность, а лишь одна из нескольких. В перечень их фронта работ также входят прием, отправка грузов и центровка.
— В багажном отделении самолета нужно правильно распределить груз, чтобы не было дисбаланса. То же самое касается рассадки пассажиров в салоне, — рассказывает о процессе центровки заместитель начальника отдела перевозок Надежда Хробуст. — Если самолет полупустой, есть крайние точки, за которые нельзя сажать пассажиров, размещать грузы, чтобы не случилось опрокидывание, чтобы самолет взлетел и благополучно приземлился.
В этом году аэропорт планирует перейти на новый принцип обработки грузов, рассказали в отделе. Сейчас перевозимый товар обрабатывается и укладывается в багажном отделении самолета вручную, а будет упаковываться уже на складе в контейнеры и на паллеты. Технике останется погрузить в самолет уже сформированные контейнеры. Для этих целей аэропорт закупил оборудование для паллетной обработки грузов и багажа. Это сократит время обслуживания самолета и повысит сохранность грузов.
К слову, каждый год аэропорт ставит новые рекорды по количеству обслуженных пассажиров и отправленных грузов. За шесть месяцев этого года через Благовещенский аэропорт прилетели и улетели почти 93 тысячи человек — это на 24% больше, чем за такой же период годом ранее. Международные перевозки при этом выросли в полтора раза. За границу через воздушные ворота Благовещенска за этот же период отправились 3100 туристов. Объем грузовых перевозок тоже возрос почти в два раза. С января по июнь этого года через наш аэропорт прошли 1200 тонн грузов.
Успеть за два с половиной часа
Всеми спецмашинами, работающими в аэропорту заведует служба спецтранспорта. В ее парке насчитывается больше 80 машин: автолифт, доставляющий на борт питание для пассажиров, машина, заправляющая водой самолет, ленточные погрузчики багажа, тягачи, установки воздушного запуска двигателей самолетов и многое другое.
— Наша служба в основном занимается обслуживанием воздушных судов. Обслуживаем все типы, которые к нам летают, — рассказывает начальник службы Евгений Чумаков. — На каждый тип существует свой регламент времени, в которое мы должны уложиться. Чем больше самолет, тем больше времени требуется на его обслуживание. Например, на «Боинг-767» нужно два с половиной часа. Это заправка, погрузка багажа, бортового питания, посадка пассажиров и многое другое.
«Без нас не будет предприятия»
Сотрудники еще одной службы по праву говорят о себе: «Наша служба — одна из самых главных, без нас не будет предприятия». Это служба поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП). Присутствие ее сотрудников на аэродроме обязательно во время взлета и посадки самолета. В случае ЧП они занимаются аварийно-спасательными операциями.
— На аэродроме установлена седьмая категория по уровню требований противопожарной защиты. Это значит, что мы можем принимать типы воздушных судов от Ан-2 до «Боинга-767», — рассказывает начальник СПАСОП Владимир Бритов. — Мы обязаны выставить на время взлета и посадки самолета три пожарных автомобиля и 12 человек личного состава, плюс 30 тонн огнетушащего вещества. По разовым случаям Росавиация дает нам разрешение на прием более крупных судов, как это было, например, с президентским Ил-96.
Новая полоса и международный терминал
Свое дальнейшее развитие аэропорт Благовещенска связывает с выполнением федеральной целевой программы. Светлым будущим аэропорта должны стать строительство новой взлетно-посадочной полосы, расширение перрона, строительство аварийно-спасательной станции, патрульной дороги, ограждения аэродрома с элементами сигнализации, видеонаблюдения.
Новая полоса придет на смену существующей. Ее построят на расстоянии в 250 метров от оси прежней. Ее проектные размеры — 3200 на 60 метров.
Для сравнения: длина нынешней составляет 2800 метров, а ширина — 45. С такими параметрами она не может принимать широкофюзеляжные самолеты и самолеты с большой грузоподъемностью, такие как Ил-96, «Боинг-777», грузовые «Руслан», Ан-124.
На строительство новой полосы нужно как минимум два года. Областная казна тоже каждый год выделяет средства на развитие аэропорта.
— Благодаря областной программе мы построили первую очередь аэровокзала, переоснащаем предприятие наземной техникой. Сейчас парк на 50—60% уже оснащен современными трапами, тягачом, снегоуборочной техникой. В этом году мы приобрели установку воздушного запуска, планируем купить новый автолифт. На следующий год хотим оснастить аэропорт современным аварийно-спасательным оборудованием, — делится планами Валерий Оттович. — В этом году в задачах аэропорта полностью завершить строительство нового аэровокзала.
Пока в эксплуатацию сдан только пассажирский терминал, на подходе административно-бытовой комплекс. Сюда из здания старого аэровокзала переедут все службы предприятия. После этого старый аэровокзал начнут реконструировать под международный терминал.
Аэропортовские династии
Каждый год штат аэропорта пополняется новыми людьми. За 10 лет он увеличился почти на 60 человек. В аэропорту, как и в целом в авиации, нет случайных людей. Многие трудятся здесь годами, сложились даже целые династии: Костроминых, Кунсайтес, Пешковых, Приходько. Многие, выйдя на заслуженный отдых, продолжают работать в аэропорту. Среди них Иван Тимофеевич Макушкин, Владимир Михайлович Савченко, Анатолий Тимофеевич Ядыкин, Николай Александрович Пешков, Владимир Николаевич Сивцов, Татьяна Павловна Сосновских.
Первым директором предприятия «Аэропорт Благовещенск» стал Валерий Васильевич Давыдов. Он пришел в авиацию в 64-м, после окончания Рижского института инженеров гражданского воздушного флота. За короткое время Валерий Васильевич наладил четкую работу аэропорта. Благодаря его настойчивости Благовещенск получил беспосадочный рейс в Москву.
Десять лет назад предприятие возглавил Валерий Шлегель, инженер гражданской авиации по специальности. Сейчас под умелым руководством Валерия Оттовича предприятие уверенно развивается, каждый год прирастая новыми авиакомпаниями и маршрутами.
В номере за субботу, 14 июля, смотрите фоторепортаж, посвященный юбилею «Аэропорта Благовещенск».
Цифры
215 тысяч пассажиров в этом году планирует обслужить благовещенский аэропорт.
15 прямых рейсов в неделю сейчас совершается из Благовещенска в Москву.
8 авиакомпаний летают в аэропорт Благовещенска на регулярной основе.
Возрастная категория материалов: 18+
В здании нового аэропорта стоит неимоверная духота — не продумали уставноку кондиционеров. И еще, когда купит аэропорт современный автошаттл — низкопольный автобус для доставки пасссажиров к самолету? Возят в каком-то городском автобусе...
— Пассажир (гость)