Медвежий бунт 

Корреспонденты АП отправились навестить полугодовалых хищников. Услышав шум подъезжающей машины, косолапые медвежата выбежали на дорогу. Как же — приехал пункт выдачи вкусняшек! Уселись рядом, завороженно наблюдают, как из багажника появляются банка свежего молока, бутылка сгущенки, мед. Не отрывая взгляда от деликатесов, как загипнотизированные идут за охотоведом Иверского заказника Виктором Ищенко. А уткнувшись в захлопнувшуюся перед носом дверь, Миша поднимает народный бунт. Он яростно стучит лапой по стеклу, требуя внимания и сгущенки. Маша в это время задумчиво сосет штанину журналиста. 

Но вместо десерта им выдают овсянку. Кашу они тоже любят, особенно с молочком.

— Медведи всеядные животные, — объясняет охотовед дирекции по охране животного мира и особо охраняемых территорий Виктор Ищенко. — В природе едят абсолютно все. Любят желуди, ягоду, любую падаль, ради меда разрушают ульи. Сладости просто обожают. 

Угнать за 60 секунд 

После сытного обеда малыши растянулись на травке. Миша принялся сосать свою лапу, Маша — ухо своего брата. В таком положении мы и оставили сорванцов, а сами пошли пить чай. 

— Медвежат месяц назад нам привезли из Свободненского района, — начал рассказывать историю появления маленьких хищников Виктор Валентинович. — Их изъяли у частника — молодой человек сказал, что зверей ему подкинули. Наверняка браконьеры, которые отстреляли медведицу. Медвежонок рождается в самые морозы — в декабре, весом всего 400 граммов. Только родившись, сразу переползает к маминой соске. К моменту выхода из берлоги, в апреле, он весит уже килограммов семь. Ходить они начинают сразу — мать не возвращается в берлогу в течение лета, это же не дом, а место зимовки, и медвежаткам приходится следовать за ней. 

Тут раздался автомобильный сигнал — кто-то приехал в заказник. «Вроде никого не ждем», — пожал плечами хозяин и пошел на разведку. На улице его ждал сюрприз. Медвежата каким-то образом открыли дверцу «Нивы», забрались на переднее сиденье, немного погрызли руль и заодно посигналили. Выгнать разбойников оказалось не просто. 

— Мы их сначала держали в вольере, — признался охотовед. — Но они там все разбомбили. Во дворе выдрали кусты сирени и жимолости, съели корни малины и вытоптали розы. Главный зачинщик всех проделок — Мишка. Это он, наверняка, подбил сестру в машину пробраться. 

Водные процедуры 

Но на Мишку и Машку обидеться сложно — очень уж милые создания. Мария так вообще ручная. С первых дней подкидыши определили себе мамку — собаку. Белка смирилась со своей ролью и взяла на себя воспитание подрастающих царей тайги. Она-то и повела малышей на озеро — купаться. Мы двинулись следом за стаей. По пути медвежата кувыркались в траве и висели на деревьях, как спелые груши. 

— Как это ни странно, но главный враг медвежат — взрослый самец, — говорит охотовед. — В августе, в период спаривания, он запросто может побить детенышей. Поэтому медвежата до полутора лет очень хорошо лазят по деревьям. Смотрите, они ни одного пологого ствола не пропускают! А взрослые так уже не могут — нет нужды, былой ловкости, да и тяжелые они. 

Завидев водоем, медвежата ускорились. Плавали они полчаса без передышки, выйти на берег обсохнуть долго не удавалось — Белка тут же загоняла приемных детей обратно. Они в отместку тянули ее за хвост в воду. 

Малыши ищут новый дом 

— Дети, настоящие дети, — глядя, как резвятся животные, вздыхает Виктор Валентинович. 

Этих деток обязательно нужно пристроить до осени в цирк или зоопарк. Сделать это будет трудно — в настоящий момент в области под людским присмотром живут восемь сирот-медвежат. 

— Эх, опять к машине полез! — придя с озера, Машка завалилась под плетень с банкой меда, а Мишка, как настоящий мужичок, полез к технике — фары подкрутить, бампер подправить. — Ну не надо лезь к моей машине! — по-отечески отчитывает Виктор Валентинович маленького хулигана. Бурый медвежонок затих, виновато опустил голову — понимает! 

В дикой природе Мишка с Машкой уже не выживут. Они очень рано остались без матери, и она не успела их научить всем премудростям медвежьей жизни. Они не смогут ни берлогу построить, чтобы перезимовать, ни защититься от опасностей. Для них человек — друг и кормилец, они радостно бегут на звук машины. А такая любовь к большому брату может обернуться для них трагедией. 

Кстати

В Приамурье водятся бурые и гималайские медведи. Гималайские есть в Архаринском районе, где растет кедр. И в его дуплах они и живут. Бурых можно встретить в центральных и северных районах. 

Возрастная категория материалов: 18+