Финансисты хватаются за головы: вместо бюджета развития в муниципалитетах повсеместно процветает бюджет «проедания». Разбор полетов главам муниципалитетов устроила зампред областного правительства — министр финансов Вера Щербина. Почему деньги улетают на ветер и как повысить эффективность бюджетных расходов, чиновники выясняли на выездной коллегии амурского минфина в Свободном.
Плата за воздух
— Из тех 55 миллиардов, которые область потратила в 2011 году, 86 процентов мы отдали на «проедание» и на социальные льготы, и только 14 процентов у нас — бюджет развития. Но это в том числе и дорожный фонд. Если его отнять, то вообще остается всего ничего. Мы больше не можем мириться с неэффективными расходами. Час расплаты близок, не может так бесконечно продолжаться! — предупредила глав Вера Щербина. — Начисления на заработную плату съедают у нас добрые 30 процентов всех расходов бюджета. А если посмотреть внутрь по муниципальным образованиям, у многих этот процент гораздо выше — нагрузка на зарплату даже выше 50 процентов. Это не что иное, как бюджет проедания, ни о каком развитии речи быть не может. И потом мы говорим о том, что у нас все обшарпанное, все обветшалое, что мы не можем ремонтировать здания, сооружения, не можем строить новые детские сады. Нагрузку по заработной плате на бюджет нужно снижать!
Между тем это не значит, что у госслужащих не будет долгожданного повышения зарплаты. Их жалованье вырастет на 13%. Правда, министр отметила: ресурсов на эти цели нет, их «придется изыскивать каждому самостоятельно». В тех самых неэффективных расходах.
Больше всего впустую тратят в здравоохранении и жилищно-коммунальном хозяйстве. По словам Веры Щербины, в первом случае одну и ту же услугу умудряются оплачивать дважды. Схема бездумной траты денег в здравоохранении проста: в участковых больницах не хватает узких специалистов и их замещают те медики, которые есть. Учреждение, таким образом, оказывается полностью укомплектованным врачами и получает лицензию. Когда же доходит до дела, до непосредственного оказания медицинской услуги, выясняется, что по узкому направлению больница сделать это неспособна. И больной, прямо или косвенно, «перекатывается» на областной уровень, в итоге — те самые двойные затраты. В сфере ЖКХ еще «веселее».
— Здесь мы по пять раз одну и ту же услугу оплачиваем. Наши предприятия меняются из года в год, меняют названия, приходят к процедуре банкротства, это наши злостные налогонеплательщики, на которых мы управу не найдем. Зачем мы позволяем им так работать? Почему не можем навести порядок в ЖКХ? — недоумевает министр. — Почему у нас такой бардак с тарифной политикой, почему главы не вникают и не понимают, что их предприятия даже не способны предоставить надлежащую отчетность? На многих предприятиях ЖКХ просто содержатся штаты родственников и знакомых, получают заработную плату, оплачивают себе какие-то социальные пакеты, им нужны средства на связь, бензин. Все это идет из кармана нашего налогоплательщика. Главы муниципальных образований предпочитают зарыть голову в песок, и вот результат. Структура, которая работает на нашем муниципальном имуществе, должна работать эффективно.
Кстати, правила игры в жилищно-коммунальной отрасли меняются. Хозяйствующим субъектам дают возможность привлекать бюджетные кредиты, чтобы обновить свои мощности, построить более эффективные котельные, оптимизировать протяженность тепловых трасс. При этом процентные ставки по такому кредиту компенсирует регион. Да вот только на всю область — единственный кредитоспособный хозяйствующий субъект в ЖКХ. Похвастаться им может лишь Белогорск.
Полезное консервирование
С использованием школьных мощностей в муниципалитетах картина такая же безрадостная. Так, в Ромненском районе в обороте лишь 28% школьных помещений, Свободненском — 32%, Зейском и Мазановском — 35%, в Белогорском — 38%. В других территориях цифры чуть выше, но в целом — все равно низкие. Среди городов больше других подкачала Зея, ее показатель — лишь 56%. Такое положение дел — нонсенс, отметила Вера Щербина, к сентябрю местные власти должны предоставить отчет, как разрешат ситуацию. Путь один — либо частично законсервировать простаивающие здания, либо сдать в аренду, пусть даже за символическую плату, либо использовать так, как положено. В том числе и перепрофилировать помещения в группы для детсадовцев. Но главное — не отапливать за государственный счет пустые здания, не платить за воздух, ведь это те самые неэффективные расходы, когда деньги выбрасываются на ветер. Кстати, не будет больше прощаться муниципалитетам и кредиторская задолженность. Задача — всю «кредиторку» вывести в ноль, ориентировала глав Вера Георгиевна.
Программный бюджет спасет от трат
В лидерах по уровню неэффективных расходов в области в основном отдаленные, северные районы — Тындинский и Зейский. Но потраченные впустую деньги — настоящая головная боль для всех амурских территорий. Таблеткой от нее станет новый, программный бюджет. С 2014 года он станет обязательным для всей страны. «Набивать шишки» регионы будут в переходном 2013-м году. В Приамурье со следующего года программный бюджет сформируют прежде всего в области сельского хозяйства. В этой сфере рубль вкладывается не всегда результативно. Задача — уйти от «кормления» неэффективных хозяйств. Кроме того, есть планы применить программный бюджет в области дорожного строительства. В 2013 году придется снижать текущие расходы.
— Никакие инфляционные процессы не являются аргументом. Не хватает средств на содержание каких-то бюджетных учреждений — тоже не аргумент. Вы должны выстроить свою систему так, чтобы денег хватало на все. Нам нужно поднимать заработную плату, нужно повышать качество предоставления бюджетных услуг. И средства на эти цели нужно изыскивать в наших с вами резервах — в неэффективных расходах, — подчеркнула Вера Щербина.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии