• Элита авиалесоохраны обещала вернуться с победой.
  • К срочным сборам авиапожарным не привыкать.

Загорать не придется

Воскресенье, раннее утро. В аэропорту «Благовещенск» пестрая толпа курортников густо разбавлена многочисленным зеленым камуфляжем. Все едут туда, где жарко, но пожарным загорать не придется. Спасать Сибирь отправились группы из Свободненского, Мазановского и Бурейского районов. Предварительно, командировка рассчитана на месяц.

— Мы до этого больше месяца Селемджинский район тушили. Только из Февральска вернулись, даже четыре дня дома не пробыли, как сказали вновь собираться, — отмечает парашютист новокиевского отделения Амурской авиабазы Константин Иовенко. — Меньше суток на сборы. В принципе ничего сверхъестественного в этом нет — надо так надо. У нас вся работа по такому принципу: домой зашел, сумку взял — и поехал. Жена даже не удивилась.

Константин прыгает с парашютом в огонь седьмой год подряд. К срочным вылетам давно привык. Дома пятилетняя дочь и кроха сын — трех месяцев еще нет. 

— Сейчас дети без меня растут, но зимой наверстаем упущенное, — улыбается авиапожарный. — Пока другие заботы.

В Сибири обстановка тяжелая. По данным на воскресенье, под Красноярском 89 пожаров, огонь охватил 18 тысяч гектаров. Сквозь непроглядный смог пробиваются редкие самолеты. Приоритет пожарным командам со всех уголков страны. Свою миссию амурчане воспринимают как должное.

— Нам без разницы, что тушить — хоть Амурскую область, хоть Сибирь. Правда, там тайга погуще. Триста метров приходится с бензопилой прорубаться, — добавляет подробностей предстоящей работе парашютист из Свободного Антон Харитонов. В своем подразделении этот парень сравнительно недавно. Пришел на базу два года назад после службы в Воздушно-десантных войсках. По собственному признанию, опыта набрался быстро.

— Якутию тушили, в Иркутской области работали. Помню, в Братске обстановка очень тяжелая была, — продолжает Антон.

Состав амурско-сибирского десанта уже имеет опыт тушения лесных пожаров в других регионах. География командировок — от Москвы до Магадана. В этот раз с собой ничего лишнего. Правда, весь необходимый груз все равно едва уместился в грузовике. Амурчане везут с собой свыше двух с половиной тонн палаток, дизель-генераторов, ранцевых огнетушителей и прочего. Сухой паек рассчитан на трое суток, дальнейшее продовольственное обеспечение уже на месте. 

Зарядка от вездехода

По опыту прошлых сибирских командировок, больше всего работе мешает мошка. Там ее никакие спреи не берут. В эмоциональном плане ребята хоть и бравируют, однако тут же признаются — тяжелее всего дается многодневный отрыв от семьи. Несмотря на развитие новых технологий, даже по мобильному телефону непросто поговорить. В тайге масса мертвых зон для сотовой связи, а если она доступна, то очевидные трудности с аккумуляторными батареями. Заряжать трубки удается разве что от вездехода. 

Конкретное место назначения амурской команды никому не известно. За событиями в Сибири пристальное внимание на самом высоком уровне. Не случайно там создан федеральный штаб, который курирует премьер-министр Дмитрий Медведев, на месте работает министр МЧС Владимир Пучков. Непосредственно перед вылетом краткое построение и напутственное слово.

— Меня сюда губернатор направил, попросил поговорить с вами. Где бы ни работали амурчане, всегда приходят благодарственные письма. Главная просьба — никакого излишнего героизма, всех ждем домой живыми и здоровыми, — подытожил проводы первый заместитель председателя правительства Амурской области Виктор Капканщиков. — За униформу не беспокойтесь, не жалейте. Как приедете, всех в новое переоденем. И в качестве хорошей новости — с первого января ваша зарплата достигнет 25—30 тысяч рублей. 

В каком составе предстоит работать амурчанам, выяснится в пункте назначения. Возможно, это будет единый отряд, но в зависимости от обстановки он может быть разбит на несколько автономных групп. Известна только основная задача — защита населенных пунктов. 

Амурская область отправляет столь внушительную подмогу безболезненно. Больше недели на карте региона ни одного нового очага возгорания, ни одной так называемой термоточки. В то же время говорить о вселенском благополучии никто не спешит. Сухой и знойный июнь, что называется, успел поддать жару. Если в прошлом году первый месяц лета принес всего 16 пожаров, то в нынешнем — 111. В июле северные территории также остались без передышки. Особенно досталось Зейскому и Селемджинскому районам. Ситуацию удалось удержать под контролем, ставка на тушение пожаров в первые сутки. Иначе велика вероятность упустить, довести до сибирского сценария. По прогнозам, август ожидается переменчивый — с дождями, и это вселяет уверенность.

Лесхозов меньше, зарплата больше

Виктор Капканщиков, первый зампред правительства Амурской области:

— На уровне губернатора принято решение о реформировании лесной отрасли. Благодаря этому решению удастся значительно увеличить заработную плату авиапожарных и других работников. При этом количество лесничеств, которые с 90-х годов влачат жалкое существование, будет сокращено. Три лесничества Тындинского района объединятся в одно, то же предстоит Зейскому району. Кроме того, ждут объединения два лесничества в Селемджинском районе. Лесхозов, напротив, станет больше, сейчас их десять, новый, одиннадцатый, будет отвечать за Благовещенский район. При этом планируется преобразовать их в автономные учреждения, тогда они смогут самостоятельно зарабатывать. Помимо этого, дополнительное финансирование даст бюджет Приамурья. 

Кроме того, мы планируем отказаться от помощи привлекаемых специалистов на тушении пожаров. Как показывает анализ, эффективность от них низкая. Сделаем ставку на профессионалов. В базовых пожарных частях районов области создадим дополнительные группы пожарных-спасателей непосредственно для тушения лесных пожаров. Наберем, обучим. В общей сложности потребуется около 400 человек — более 60 групп. Они смогут автономно работать по всему Приамурью. Реформирование начинается в августе, завершить преобразования планируется к первому января будущего года. 

Возрастная категория материалов: 18+