— Мы поговорим о проблемах, которые меня волнуют, поэтому сделаем акцент на образовании, — так начал первую планерку в редакции Андрей Долиевич. — Лучше всего я знаю высшее профессиональное образование, но отдавать под него всю газету не надо. Я предлагаю взять два стыка, о которых интересно поговорить. Первый: школа — вуз, второй: вуз — взрослая жизнь.
«Если услышите от меня что-то неинтересное, сразу мне говорите!» — первые десять минут переживал приглашенный редактор. И абсолютно напрасно — его идеи бурно обсуждали, спорили, предлагали свои варианты.
— Если мы говорим о связке «школа — вуз», то у меня есть тема по ЕГЭ, в которой до сих пор нет ясности, — заинтриговал ректор. — Она звучит примерно так: стоит ли расстраиваться из-за того, что в этом году амурские школьники плохо сдали ЕГЭ? Если пролонгировать тему и поговорить более глобально, то вопрос звучит так: необходимо ли всем высшее образование? Или оно нужно только более подготовленным детям? Кстати, кто знает, кто такой лорд Майкл Барбер? Ну-ка, выпускники АмГУ?
Не дождавшись ответа, Андрей Долиевич улыбнулся и продолжил:
— Это один из выдающихся исследователей систем управления образованием в мире. Он очень долго искал один критерий, который мог бы характеризовать уровень развития страны и перспективы ее будущего. Барбер пытался связывать их с экономическим развитием, уровнем развития промышленности, социальной сферы, экспертным потенциалом. А потом нашел один очень удивительный показатель, который коррелирует с уровнем развития страны лучшего всего.
— Какой это показатель, как думаете?
Помучив журналистов, приглашенный редактор признался:
— Ладно, догадаться невозможно — этот вопрос я уже раз 50 задавал в своей жизни. Оказалось, что уровень развития страны и ее потенциал сильнее всего коррелируют с конкурсом в вузы на педагогические специальности. Да! Если в стране этот конкурс очень высокий, это значит, что очень высок статус учителя и образованию отдается очень важное значение. В Финляндии педагогические специальности выбирают 20 процентов лучших выпускников школ, аналогичная ситуация в Нидерландах и Сингапуре. Можем мы этот вопрос обсудить с двух сторон: найти двух интересных и ярких интеллектуальных противников, один из которых доказывал бы, что высшее образование, как к этому стремится Япония, надо давать всем выпускникам, независимо от их успехов в школе. А второй считал бы, что не надо всем иметь высшее образование, а надо поднимать статус человека со средним специальным образованием. Кстати, я даже знаю человека.
— И кто он? — поинтересовались мы.
— Наш губернатор, — весело ответил Андрей Долиевич.
Кстати, сам ректор уверен, что высшее образование в современной России необходимо. «Оно дает не просто развитие личности, но и возможность перемещаться по жизненной платформе. Ведь если сегодня ты каменщик и тебе высшее образование не нужно, то никто не знает, что будет через 10 лет».
Вторая проблема, которую обозначил редактор, — отъезд выпускников школ.
— По статистике министерства образования, в 2010—2011 годах за пределы Амурской области уехало 678 выпускников — это много, — подчеркнул Андрей Плутенко. — И уезжают не самые слабые дети, поэтому если тенденция сохранится, то через 20 лет ситуация в области будет просто плохая. Если взять цифры, то в Москву уехало 35 человек, в Питер — 45, а в Хабаровск — 345 человек, это просто поток. Причем, по моим внутренним убеждениям, Амурская область в состоянии предложить нашим выпускникам достойную альтернативу уровню хабаровского образования.
Ректор предложил «амурправдистам» выяснить у выпускников и учителей причины «образовательной миграции» и выявить системные проблемы (об этом в материале «Приамурью грозит интеллектуальный голод»).
Еще одна актуальная тема — престиж наших вузов. Можно ли с дипломом БГПУ или АГМА найти работу в центре России или за границей? (это выясняла Екатерина Гвоздовская в материале «Амурский диплом карьере не помеха»). А как оценивают качество подготовки молодых специалистов руководители ведущих предприятий Приамурья? (комментарии собрала Елена Васильева). Не обошлось без юмора. «Давайте возьмем вопросы ЕГЭ по географии и проверим, помнят ли взрослые школьную программу?» — предложил Андрей Долиевич (на улицы вышла Арина Степкина).
В финале планерки совместными усилиями было придумано чтиво: Олимпиада, обзор номинантов «Русского буккера» и рейтинг заведений для ужина на свежем воздухе.
На подготовку «номера Плутенко» мы взяли две недели, которые, конечно, пролетели незаметно. Вчера в начале планерки приглашенный редактор нас покритиковал — «все в последний день!» Но, узнав, что, по сути, на подготовку номера у нас было несколько поздних вечеров и один вчерашний рабочий день (ведь выпуск ежедневной «Амурки» все это время никто не отменял), заявил:
— Я беру свои слова назад! Но так жить нельзя — так долго не проживешь!
Возрастная категория материалов: 18+
Господа, о каком престиже благовещенских вузов вы говорите? Все выпускники кто более-менее что-то из себя представляет, уезжали и в советские времена учиться в другие крупные города. Это нормально. Так во всем мире происходит. Уезжают где качество преподавания лучше. где вузы с историей и их диплом котируется. При совке в Благе было 4 вуза (+ 2 военных училища) и ни один из них никогда не был престижным. Мединститут всегда волочился последним в списке медвузов страны, даже анекдоты про него сочиняли, типа доктор если вы закончили БГМИ предупреждайте сразу. БСХИ который в народе называли коротко сельхоз-навоз (Дальгау сейчас) для деревни был создан, ковать кадры для села и туда потоком шли по направлению и без экзаменов дети колхозников, после окончания его большинство в деревни и возвращалось. Остаться в городе выпускнику сельхоза было практически не реально. А пединститут — это вообще ни о чем. Педиков готовили при совке тысячами в каждом городе где населения больше 100 тыщ, потому как профессия мучителя — универсальная, можно и по партийной линии в райком куда-нибудь идти, и журналистом и т. д. А АМГУ в начале 90-х вылез за счет известных ректоров (Виноградова прежде всего, потом Плутенко). Области нужен был местный вип-вуз для амурских богатеньких буратино. Но «классическим» университетом АМГу никогда не стать. Потому как сильный вуз — это всегда школа с историей, а какая она у Амгу? Бывший политех, потом технологический вуз, самый молодой. построенный в чистом поле. Преподаватели — бывшие студенты. И то что молодежь из Благи уезжает — это нормально.
— Леха (гость)