Африканец и чукча в одной части
— Ребята, а вы правда журналисты? — пока один рядовой на КПП просматривает список приглашенных, второй, довольно смуглый, затевает с нами разговор.
— Да, — отвечаем, — прямо из Благовещенска приехали.
— О, — оживляется срочник, — тогда снимите нас, пожалуйста! Вы больше нигде в России не увидите, чтобы африканец и чукча в одной части служили! Меня зовут рядовой Эммануэль Нахаб, я сам родился в Москве, а мой папа из Чада. А мой товарищ прямиком сюда из Чукотки попал. Согласитесь, интересно?
Чего-чего, а такого от уже знакомой «Украинки» мы уж точно не ожидали. Казалось, за несколько лет приглашений секретная авиабаза стала более-менее знакомой, как и стратегические ракетоносцы с бомбардировщиками, ан нет — праздничный день таил в себе еще немало сюрпризов.
Еще от Серышева основная часть машин следовала в сторону базы, поэтому парковка была не то что забита — увеличилась минимум вдвое, а сама территория части превратилась в одну сплошную пешеходную зону: все стягивались на аэродром.
— Понимаете, мы без самолетов на самом деле жить не можем, дело не только в приказах, — улыбается командир авиабазы гвардии полковник Роман Опарин. — Вы посмотрите на наших военных: все с семьями, родственниками, друзьями — и всех их ведут не к сцене, а именно к самолетам, чтобы показать, рассказать, испытать гордость за своих «птичек». Такая любовь дорогого стоит.
Полвека на службе
Как и положено летчикам, торжественную часть особо не затягивали (все-таки строевые — не главный конек авиаторов), поэтому после построения и выноса нового знамени (его 6952-я часть получила в декабре) быстро перешли к поздравлениям и параду. Пока одни усиленно фотографировались на фоне фугасных бомб и ядерных боеголовок, другие со знанием дела не спеша прохаживались по взлетной полосе, вспоминая проведенные на «Украинке» десятилетия.
— Начинал я в 1958 году здесь с Ту-4, потом были Ту-16, после которых мы переучились на самолеты Месищева, — вспоминает 74-летний ветеран Военно-воздушных сил Михаил Пластуняк. — Сейчас эти самолеты считаются музейными экспонатами, а раньше они считались одними из лучших в мире. Служить я начинал радистом, потом механиком. В сумме по календарным дням я пролетал более 16 лет.
На вопрос, осталась ли тяга к авиации, Михаил Михайлович смеется:
— А вы как думаете? 30 лет отдать любимому делу без последствий в виде воспоминаний — это же невозможно! Я, как начал летать, сразу полюбил небо, всегда потом только в него стремился. Понимаете, здесь на земле суета, грязь, а там — чистота и спокойствие. Я до сих пор за авиацией слежу, в курсе всех изменений — и кадровых, и технических.
Семейные традиции
Неподалеку от Михаила Михайловича неспешный моцион совершают сразу несколько похожих друг на друга мужчин в форме с женами. На поверку оказалось, что здесь целая семейная династия: отец и двое сыновей, причем все — действующие члены боевых экипажей. Как призналась жена и мама Татьяна Ивановна, поначалу не слишком приняла выбор детей, но позже смирилась, тем более что и отец сыграл здесь свою роль.
— Если в ночь летают, то я, конечно, не сплю, — вздыхает Татьяна Гаврюченко, — но это выбор детей, что я могу поделать. Поначалу пыталась отговорить, но не удалось, вот и остается переживать. Хоть муж сейчас к увольнению готовится — и то легче.
Сам же глава семейства с 40-летним стажем полетов немного иначе смотрит на выбор сыновей. Как оказалось, именно он приложил руку к их выбору, хоть и косвенно.
— Когда во время развала Союза была возможность, брал сыновей в простые полеты над аэродромом, — улыбается гвардии подполковник Сергей Гаврюченко, — все ж лучше, чем им просто так дома сидеть. Может быть, с тех времен у них и появилась тяга к авиации.
В это время на бывших фугасных бомбах вовсю резвятся дети. Музей базы под открытым небом собирает аншлаги здесь каждый год в День ВВС. Но больше всего ребятню интересуют, конечно, самолеты, от которых их не отогнать.
Кстати, из-за праздника все полеты в тот день были отменены, поэтому максимум, что смогли увидеть зрители — выступления авиамоделей. При этом руководство охотно делилось некоторыми секретами профпригодности.
— Чтобы получить допуск к полетам, нам нужно каждый год проходить специальную комиссию, — рассказал заместитель командира части по работе с личным составом гвардии подполковник Глеб Фролов, у которого за плечами около тысячи вылетов. — Нас помещают в специальную барокамеру, в которой поднимают на высоту около шести километров. В таких условиях ограниченного доступа кислорода и давления нам нужно решить несколько несложных арифметических и логических задач, ведь иногда боевое дежурство может доходить до 20 часов с дозаправкой в воздухе, а все это время нужно контролировать огромное количество приборов.
На данный момент к структуре ВВС в Амурской области относится только «Украинка», остальные части подчиняются командованию Восточного военного округа. Однако, как говорят сами военные, приписка для них не столь важна, как небо, поэтому редакция АП желает летчикам сколько взлетов, столько и посадок.
Возрастная категория материалов: 18+
Уважаемый писатель для приличия фамилии точно узнавайте, на фото Сергей Васильевич Гавриченко с сыновьями
— bgak67 (гость)