• Хорошая транспортная инфраструктура — основа развития Дальневосточного региона.
  • Дальневосточники уверены — у региона большие перспективы.

— За свою историю регион переживал и взлеты, и падения, в зависимости от политики, связанной с ним, — открыл заседание руководитель рабочей группы, губернатор Приамурья Олег Кожемяко. — Сейчас мы должны предложить прорывные меры для развития Дальнего Востока и Байкальского региона, сделать его привлекательным и для населения, и для инвесторов. Мы должны определить, за счет чего мы можем превратить регион в локомотив развития страны. 

Одно из предложений рабочей группы — создание льготных условий для инвесторов. В том числе это может быть отмена таможенных пошлин и НДС, установление налоговых каникул на период строительства предприятия и в течение следующих 4—5 лет работы. Причем налоговыми льготами нужно охватить весь макрорегион, а не локальные экономические зоны. Еще одна задача — Дальний Восток должен стать близким для остальной России. Планируется строительство новых веток Транссиба и БАМа, продолжится развитие федеральных трасс «Амур», «Лена» и «Уссури». Помимо новых дорог, важны и тарифы на перевозки, и субсидии на авиаперелеты.

Около 40% валового продукта всех регионов ДВ составляют доходы от недропользования, поэтому, как уверены члены рабочей группы, этой сфере также необходимо уделить серьезное внимание. 

— Целесообразно использовать средства Фонда национального благосостояния на открытие новых месторождений с последующей их продажей, — отметил Олег Кожемяко. — Есть планы и по созданию на Дальнем Востоке центра по добыче и переработке редкоземельных металлов. Сейчас монополия в этом вопросе принадлежит Китаю, который вводит квоты на экспорт этого сырья, таким образом  регулируя и ценовую политику. При этом в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке находится 25% запасов этих металлов, которые практически не разрабатываются. 

Еще один принципиальный вопрос — уменьшение тарифов на электроэнергию. Как вариант решения проблемы члены рабочей группы предлагают введение единого сетевого тарифа для всей России. На центральных районах это сказалось бы незначительно, так как доля ДФО в общероссийском объеме составляет всего 2,7%, зато для Дальнего Востока и Забайкалья снижение цены на электричество было бы очень существенным — около 40%. 

— Тарифная политика всегда была камнем преткновения. Энергетики должны понять, что нельзя занимать позицию собаки на сене, — отметил губернатор Еврейской автономной области Александр Винников. — На Дальнем Востоке избыток электроэнергии, в то же время ни на йоту не снижаются тарифы. 

Кроме того, рабочая группа предлагает оставлять в субъектах часть налогов, которые уходят сейчас в общероссийскую казну. А также в течение 10 лет не сокращать федеральные дотации на сумму полученных дополнительных налоговых доходов. «Я приведу пример: мы приросли доходами за последние годы на 10 миллиардов рублей, а объем дотаций уменьшился на 7 миллиардов, то есть мы продолжаем топтаться на том же месте, что и 4 года назад», — отметил Олег Кожемяко. 

Доклад, подготовленный рабочей группой с учетом всех замечаний, в ноябре будет представлен на расширенном заседании Госсовета, посвященном развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. «Нам нужно донести до федеральных органов, что если мы вводим налоговые льготы для Дальнего Востока, то ничего из бюджета не теряем. Дадим льготы, будет производство, будет работник платить подоходный налог, не дадим — ничего не будет. Это не потеря, а приобретение», — считает руководитель редакционной группы академик РАН Виктор Ивантер.

Александр Винников, губернатор Еврейской автономной области: 

— Вопрос перспектив развития Дальнего Востока и Байкальского региона неоднократно рассматривался на разных уровнях. И очень бы хотелось, чтобы очередное заседание президиума Госсовета стало не просто разговором о том, как сделать так, чтобы на Дальнем Востоке хотелось жить, но и стало отправной точкой для реализации наработанных мер. Мы понимаем, что в центре проблемы должен стоять человек. Все меры, которые мы принимаем, должны привести к резкому росту уровня жизни на Дальнем Востоке и вернуть ему ту привлекательность, которая была 20—30 лет назад, когда мы, выпускники вузов, очень хотели попасть по распределению на Сахалин, Камчатку, Магадан. Что привлекало на Дальний Восток? Первое — это интерес. И мы должны предложить госсовету комплекс мер, которые бы обеспечивали льготы нашим жителям.

Возрастная категория материалов: 18+