• Виктор Ивантер: «Проблема сегодня не в деньгах, а в решении, куда эти деньги потратить».
  • Слушателей интересовало, как лектор относится к ЕГЭ. «К единому экзамену — отлично, к тестам дурно».

Виктор Ивантер объяснил слушателям: он приехал в Приамурье, чтобы принять участие в заседании рабочей группы Госсовета, посвященном социально-экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока. 

— Наш институт занимается экономическим прогнозированием. Но я вас сразу предупреждаю: между прогнозом и предсказанием есть большая разница. Я про будущее знаю не больше вашего, — начал лекцию академик. — А мы даем оценку действиям власти, общества или бизнеса и пытаемся построить конструктивный сценарий. Могу дать оценку, как страна будет развиваться в ближайшие 15 лет: думаю, темпы развития будут процентов 6—8. Это вполне реально сделать, но сейчас такой переломный момент, когда нужно решить, что дальше делать будем. А тут, мне кажется, есть некоторая ошибка власти. Власть увлеклась угадыванием кризиса. 

С кризисом же, по словам Виктора Ивантера, все и так понятно. В 2008 году он наступил потому, что американцы решили исполнить мечту для всех — каждому по дому.

— Навыдавали кредитов, тем, кто может платить и кто не может. А рассчитаться люди были не способны. Тогда дома отобрали. А продавать кому? — разводит руками лектор. — У тех, кто может купить, и так есть дом. Фактически всю эту ипотечную систему американцам оплатили Китай, Европа и частично даже мы. 

Причем у России, по словам Виктора Ивантера, в то время была хорошая подушка безопасности в 600 миллиардов долларов. Но вот плана, как их грамотно потратить, не было. А если делать все быстро, то и результаты получатся соответствующие. 

— Конечно, кризис сейчас угрожает Америке и Европе. И они покупают у нас ресурсы, а мы у них — продукцию, так что Россия, конечно, зависит от этих стран, — продолжает академик. — Вот нашу страну ругают: мол, мы сырье продаем. Ну так в 2009 году, когда цена на баррель нефти упала со 149 до 39 долларов, много у нас среди нефтяников безработицы было? Затраты-то на один баррель составляют от 12 до 15 долларов. Так что прибыль все равно хорошая получается. А вот если бы машиностроением занимались, то полстраны бы без работы сидело — потому что спрос на это сильно упал.

В случае кризиса, по словам Виктора Ивантера, в самом выгодном положении находятся страны, продукцию которых всегда покупают. И потому основа российского экспорта не слишком пострадает, потому что «энергоресурсы нужны всем и всегда». 

— Наша проблема не в том, что мы продаем нефть и газ, а в том, что мы их проедаем. Мы очень сильно зависим от импорта, — говорит лектор. — Проблема не в том, что у нас экспорт не дифференцирован, а в том, что у нас экономика не дифференцирована. Нужен обязательный набор, которым мы должны сами себя обеспечивать.

Однако надеяться на то, что Россия сможет стать страной с развитой перерабатывающей промышленностью, не приходится.

— У нас будет лидировать добывающая промышленность, всегда. Страна большая, земли много, а народу мало. При этом армия должна быть своя, полиция своя, врачи свои, учителя, начальники свои. А обрабатывающая промышленность трудоемкая, — отмечает Виктор Ивантер. — Можем мы конкурировать с Китаем? Нас устраивает капиталоемкая промышленность с минимумом трудоемкости, и задачи должны быть соответствующие. 

При этом главный факт высокой производительности труда на первый взгляд прост — высокая заработная плата. 

— Сегодня мы имеем низкую заработную плату. И еще некоторые горе-аналитики говорят: это наше конкурентное преимущество, — констатирует академик. — Что такое дешевая рабочая сила? Это такая сила, когда за маленькие деньги интенсивно работают. Вы в России вообще такое видели? У нас за небольшие деньги масса народа готова только ничего не делать. Но если завтра мы повысим заработную плату, то просто породим безработицу. А вот если сумеем организовать работу и будем хорошо платить — будет другое качество жизни, чего сейчас правительство и добивается. В общем, никакого сказочного рецепта для благополучия не существует, и одними реформами и финансовыми вливаниями его не добиться. Хотите хорошо жить — придется работать. Очень много и каждый день. Особенно это мужчин касается, мы ж все равно ничего другого не умеем.

Дальневосточники должны жить комфортно

— Чтобы люди отсюда не уезжали, есть только один способ: нужно сделать уровень жизни в ДФО чуть выше среднероссийского. Для этого в первую очередь надо уплотнить пространство: нормальные автотрассы, скоростное железнодорожное сообщение. Второе — производство социальной инфраструктуры. Если бы люди жили комфортно, им бы не хотелось отсюда уезжать. Если мы сегодня не заплатим, чтобы здесь жили хорошо, мы это сделаем через пять лет, только это выйдет намного дороже. И власть это отлично понимает. Осталось совсем немного — начать дело делать, — уверен Ивантер.

Возрастная категория материалов: 18+