История создания «доморощенного» трактора началась более 40 лет назад. В 1970 году Иван Григорьевич поехал в Москву и на ВДНХ увидел чехословацкий мини-трактор. В России техники таких габаритов тогда не было. Самый «маленький» по тем временам трактор «Беларус» был далеко не маленький — около четырех метров в длину, почти два в ширину и чуть менее трех в высоту. Сам факт существования миниатюрного тракторишки натолкнул благовещенца на мысль собрать нечто подобное своими руками. В отличие от крупногабаритных аналогов, такая техника будет более поворотливой на подворье и значительно облегчит труд огородника. Вернувшись в Благовещенск, Иван Григорьевич стал думать, где искать детали для будущего трактора.
— Увидел, что на работе в утиль выбросили коробку передач — забрал себе. Двигатель нашел там же — должен подойти. Рулевой механизм — и его берем, — рассказывает конструктор-самоучка. — Я же все делал из выброшенных в мусор деталей, которые отслужили свой срок. У меня они заработали снова. Из покупного были только гидронасос, колеса и некоторые запчасти по мелочи.
На поиск необходимых деталей и ремонт отработавших свое механизмов у токаря ушло около 20 лет. К сборке трактора Иван Демчук приступил только в начале 90-х. Все свободное время он проводил в гараже. Такая работа, по признанию конструктора, сплошное техническое творчество. Например, пришлось хорошенько подумать, как «подружить» двигатель и коробку передач от разных машин. Еще одна загвоздка вышла с рулевым механизмом. Полгода Иван Григорьевич пытался вместить его под капот, где было слишком мало места. В конце концов токарю приснился сон, в котором он оборудует механизм за пределами капота. Так и сделал.
— Нужна цель. Для чего ты это делаешь, — делится мыслями Иван Григорьевич. — А насчет способностей я не сомневался. Образование позволяет — специальное техническое. Если голова нормальная, значит, все будет.
В итоге в своем тракторе благовещенец смог соединить коробку передач от советского грузовика и задний мост от болгарского погрузчика. Передние колеса от «Беларуса» стали задними колесами «самодвижущейся тележки», как называет свое изобретение Иван Григорьевич. Он сам гнул капот, крылья — вышло ровно и чисто, не догадаешься, что не заводские. Чтобы защитить водителя от дождя, конструктор предусмотрел откидную «кабину» — складную опору, на которую натягивается тент.
Зарегистрировать трактор удалось только в 1998 году, когда он уже был на ходу и с плугом. Позже добавились и другие навесные орудия, которые технарь выточил, выпилил и сварил сам: окучник, фреза для прополки, электрокосилка. Все это он успешно использует в хозяйстве.
— Когда я обратился в технадзор за регистрацией, то там мне сказали, нужна справка — что и где ты «украл» для самоделки, — смеется Иван Григорьевич. — Я к начальнику своего ДСУ обратился, он мне сказал: «Все, что ты взял, было списано». Ну я и заплатил предприятию за все, как за металлолом. Справку дали.
Новый трактор из старых деталей получился в два раза меньше «Беларуса». Для него не понадобилось строить специальное «стойло», он поместился в стандартный гараж. На 38 литрах солярки, которые помещаются в бак «самодвижущейся тележки», можно безостановочно отработать около суток. По словам конструктора, «Беларус» на таком количестве топлива остановится через три часа. Однако и мощность у сравниваемых тракторов разнится соответственно — 82 лошадиные силы против 14 в пользу «большого брата».
Иван Григорьевич уже давно на пенсии, но как мастера своего дела его ценят до сих пор. Пусть не так часто, как раньше, но к нему по-прежнему обращаются из разных организаций, чтобы сделал какую-нибудь нужную, но нестандартную деталь. От творческой работы мастер никогда не отказывается. А трактор — его самая трудоемкая и самая смелая работа.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии