Почти весь хлеб в области пекут из привозной муки — амурская недотягивает по качеству.Почти весь хлеб в области пекут из привозной муки — амурская недотягивает по качеству.

Мучная зависимость

Не секрет, что почти весь хлеб в области пекут из привозной муки — амурская недотягивает по качеству. Мукой нас снабжают Алтай и Новосибирская область. По приблизительным оценкам, ежегодно наши хлебопеки закупают в общей сложности около 80 тысяч тонн. С начала года, по данным специалистов, «вышка» (мука высшего сорта) на амурском рынке подорожала почти на 70 процентов: в январе она стоила 11,8 рубля за килограмм, весной — около 14, а теперь цена доходит до 19—19,5. Главный ценовой скачок произошел в последние месяцы, когда мелькомбинаты перешли с прошлогодней пшеницы на новый урожай. С тех пор ее цена меняется чуть ли не каждую неделю.

— Еженедельно на 30—40 копеек мука дорожает — нам цены с комбината приходят, — рассказали в компании-филиале крупного алтайского зерноперерабатывающего холдинга. — Сейчас «вышка» у нас стоит в районе 18,5—19 рублей за килограмм, некоторые наши конкуренты продают на рубль-полтора дороже. 

По информации другого оптовика — ООО ГРАСП — мука дорожает примерно на рубль в неделю. Предсказать, что будет происходить дальше, поставщики не берутся. По оптимистичным прогнозам, цена на муку достигла предела и до нового года останется на этом уровне. Но есть и другая точка зрения.

 — Вероятно, будет еще повышение, если, конечно, государство не выпустит на рынок зерно из интервенционного фонда. В любом случае дефицита никакого не будет — голода не предвидится. В структуре питания хлеб сейчас не занимает большой доли. А если что — накормим макаронами, — отмечает директор амурского филиала компании «Алейскзернопродукт» Сергей Коновалов.

Кстати, макароны за сентябрь уже успели подорожать на 4,5 процента. 

Неурожай–2012

Цены на муку растут из-за невысокого урожая пшеницы. «Зерна не хватает, и продают его дорого», — говорят поставщики муки. В эту уборочную, по прогнозам Минсельхоза РФ, аграрии страны соберут в районе 72—73 миллионов тонн зерновых, переходящие с прошлых лет запасы составляют еще около 20 миллионов тонн. Этот год по урожайности близок к засушливому 2010-му, когда с полей собрали всего около 60 миллионов тонн. В 2011 году урожай зерновых составил 94 миллиона тонн. Министерство сельского хозяйства России признало: из-за засухи этого года аграрии понесли ущерб в 14 миллиардов рублей. 

В 2010 году Приамурье пережило беспрецедентное (в некоторых районах — до 25 процентов) повышение цен на хлеб, которые до этого были стабильны в течение нескольких лет. Причина та же — неурожай пшеницы. Но тогда в стране ввели запрет на экспорт зерна, кроме того, ряд сильно пострадавших от засухи регионов получил возможность купить зерно из государственных закромов. 

 — Сейчас ситуация немного другая: и в США, и в Европе посевы тоже пострадали от засухи, поэтому спрос на российскую пшеницу на мировом рынке растет, — комментируют в амурском минсельхозе. 

Вместе с тем ни о запрете экспорта, ни о зерновых интервенциях (продаже пшеницы из фонда, где хранится сейчас 4,8 миллиона тонн зерна) речь пока не идет. В Минсельхозе РФ считают, что высокие цены помогут аграриям возместить ущерб, нанесенный засухой. 

Мука закрома не жмет 

Стоимость хлеба напрямую зависит от цен на главное сырье хлебопеков. В себестоимости булки хлеба мука занимает больше половины расходов. В то время как цены на сырье выросли на астрономические 40 процентов, хлеб в некоторых районах области подорожал на 8—15. В Благовещенске он за этот месяц также вырос в цене на 10—12 процентов — с 35 рублей за килограмм до 40. Хлебопеки, которые могут позволить себе запасать муку, цен еще не повышали, но таких — меньшинство. 

В пекарне АмГУ до последнего времени пекли на старых запасах. Но недавно поставщики, с которыми вуз заключал контракты, объявили, что не смогут их выполнить. 

 — Нам пришлось досрочно разорвать полугодовые контракты всего через два месяца после заключения. Там была фиксированная цена, которую поставщики не смогли обеспечить. Рыночная стоимость сильно изменилась, — говорит директор комбината питания АмГУ Лариса Шелудченко. — Нам уже пришлось покупать муку по новой цене — 18,5 рубля за килограмм. В октябре проведем новый аукцион на закупку 200 тонн муки — этого нам должно хватить на четыре месяца. 

Хлеб вузовской пекарни еще не дорожал, зато на 30—40 копеек поднялись в цене булочки и пирожные. «В ближайшее время придется и на хлеб цены поднимать — где-то на рубль, — констатирует Лариса Владимировна. — Высший сорт будет стоить примерно 16,5 рубля. А так мы весь год цены держали». 

На рубль подорожала продукция крупнейшего производителя ИП Кулахсзян. 

 — Если бы не запасы, мы бы уже три недели назад повысили, — говорят в пекарне. — Впервые с таким сильным подорожанием сталкиваемся. В 2010-м цены на муку поднялись, а потом упали. Теперь, говорят, не упадут. Мы не на все колебания реагируем: терпим издержки, чтобы цены и покупателей туда-сюда не болтать. 

Пересчитывают цены на свою продукцию и в «Амурском кулинаре». 

 — У нас 90 процентов хлебов — зерновые, то есть делаются из готовых смесей. Но мука все равно является важной составляющей. В начале октября планируем купить около 40 тонн муки. После этого, скорее всего, придется поднять цену — примерно процентов на 15—20. То есть если хлеб сейчас стоит 20 рублей, будет 24, — прогнозируют на предприятии. 

Не мукой единой 

Больше всего хлеб сейчас стоит в северных районах, известных своей дороговизной, — Тындинском, Зейском, Селемджинском, а также в Завитинском. В среднем главный продукт обходится местным жителям в 42 рубля за килограмм. 

 — У нас пять производителей хлеба в районе, — сообщили в отделе экономики администрации Завитинского района. — Мы ежемесячно мониторим цены, последний раз такое сильное повышение было у нас в августе 2010-го. Если сравнивать с теми ценами, то цена на хлеб высшего сорта выросла с 34,5 рубля за килограмм до 44. Килограмм хлеба второго сорта подорожал с 33 рублей до 38. Мы знаем, что наш хлеб дороже, чем у соседей. У нас даже жители к главе обращались с претензиями, но никаким законом цены не регулируются. 

Завитинские хлебопеки говорят, что рентабельность у них не выше, чем в других районах, — на уровне 15 процентов. А хлеб дорогой из-за роста цен на муку, железнодорожные перевозки, бензин, электричество и тарифы ЖКХ.

 — Я раньше в Завитинске покупал муку по 13 рублей за килограмм, а теперь она 19—20 стоит. А с октября, говорят, еще вырастет цена. С июля поднялись тарифы ЖКХ — значит, нам надо повысить людям зарплату. Бензин дорожает регулярно, жд-перевозки —чтобы доставить вагон муки с Алтая, я плачу 125 тысяч рублей. А чтобы запасы муки создать, надо хорошие склады иметь — с поддерживаемой температурой и уровнем влажности, — объясняет владелец пекарни Константин Оборнев. — Кто-то в районе, может, еще продает хлеб по 19 рублей, но я вынужден был поднять цену до 21 рубля. Меня в администрацию вызывали — говорят, социальный продукт делаешь. А что они сделали, чтобы он был социальным? Мы никаких льгот не имеем. 

По словам Константина Васильевича, хлебопеки стоят перед выбором — или цену поднимать, или сворачивать производство. «Бросать неохота, я с 97-го года хлебом занимаюсь», — вздыхает он. 

Больше всех повезло жителям Ивановского района — там, по данным статистики, продают самый дешевый хлеб — всего 24 рубля за килограмм. А все потому, что территорию почти полностью обеспечивает благовещенский ИП Кулахсзян, чья продукция одна из самых недорогих в регионе. По остальным территориям средняя цена составляет в районе 32—34 рублей за кило.

120 килограммов хлебных продуктов (включая пельмени и макароны) в среднем съедает в год житель Амурской области.

48 тысяч тонн хлеба и хлебобулочных изделий выпекли в Амурской области в прошлом году.

Ольга Лиштаева, замминистра внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области:

— Мы проводим ежемесячный мониторинг цен на некоторые продукты, куда входит и хлеб. Но сейчас ситуация обостряется — мы будем отслеживать ее еженедельно. Это естественно, что цена растет — мука ползет вверх, дорожает электроэнергия. Но вмешиваться государство не имеет права. Все, что мы можем, — заключать соглашения с торговлей, чтобы наценка на социально значимые продукты была не более 15 процентов.

Тамбовский хлебопек сам себе товарищ

В Тамбовском районе в сентябре хлебопеки цен не поднимали — сейчас хлеб стоит здесь от 13 до 18 рублей. Это связано с тем, что рынок заполонила более дешевая продукция из Благовещенска. 

 — У нас очень жесткая конкуренция. ИП Кулахсзян демпингует, ставя цены значительно ниже. Сейчас хлеб у нас в рознице стоит 18 рублей. Последнее повышение цены — на рубль — было в июне. Хлеб ИП Кулахсзян стоит от 14 до 16 рублей. Мы не можем себе позволить такую цену и нашу поднять не можем, чтобы сохранить покупателей. В итоге мы зубами за рынок держимся, держим цену, неся убытки, которые стараемся компенсировать другими прибыльными статьями — кондитерским производством и розничной торговлей, — объясняет ситуацию директор потребительского общества «Тамбовское» Андрей Пивнев. — Знаю, что многие предприятия, которые занимались только хлебопечением, закрылись, потому что не смогли конкурировать с привозным хлебом.

Зерно на Алтае дорожает

Уборочная кампания в Алтайском крае близка к завершению, но пшеница, вместо того чтобы традиционно подешеветь, растет в цене. Как сообщает портал зерно-онлайн, закупочные цены на зерно за восемь месяцев увеличились в среднем на 61 процент, при этом за август — на 14 процентов. Переработчики покупают сейчас пшеницу по 8,5 тысячи рублей за тонну — это на 15,6 процента дороже, чем в июле, и в 1,7 раза дороже, чем в начале года.

Возрастная категория материалов: 18+