— Олег Геннадьевич, вы много ездите по стране, можете сравнивать. Что вам нравится или не нравится в современной школе, в работе учителей?
— Интересно, что в разных регионах, в разных школах мне всегда задают один и тот же вопрос: что вам нужно из техники для открытого урока? Школы сегодня технически вооружены прекрасно, есть мультимедийные средства, компьютеры, цифровые доски. Но мне ничего не надо. И вот, когда входишь в класс — первое, что видишь, это глаза детей. И мне самому интереснее, когда я не знаю, с чего начну диалог. Я должен заглянуть им в глаза сначала, чтобы почувствовать класс. Конечно, я знаю тему урока, я готов, но вот с чего начну разговор — это запланировать невозможно. А когда потом дети пишут анкету, что им понравилось, что нет, они отвечают: «С нами разговаривали». Это как раз то, чего не хватает современной школе: с детьми нужно разговаривать!
Когда я начинал работать в 1974 году, я приносил магнитофон на урок, тогда это было ново — когда проходили Достоевского, у нас звучали записи Высоцкого, понять «Войну и мир» помогали песни Окуджавы. Это мне было интересно. Но потом техника появилась в каждом доме. Когда компьютеры были редкостью, их использование на уроке тоже вызывало интерес, привлекало детей. А теперь, когда все это есть в каждом доме, да еще и в школе то же самое, ученика это утомляет. Он соскучился по живому слову, по живому общению. И когда учитель начинает с ним разговаривать, это дороже, доходчивее и привлекательнее. Раньше говорили — о, мужчина в школе, уже победил! Сегодня я бы сказал, что говорящий учитель уже побеждает учителя технически оснащенного, но неразговорчивого.
— Ваш педагогический стаж — почти 40 лет. Время идет, школа меняется. Сегодняшней школе чего, на ваш взгляд, не хватает?
— Внимания со стороны правительства и государства. Я вспоминаю сцену из КВН — выносят одного из участников команды (учителя) на руках. И кто-то говорит: да поставь ты учителя на ноги! Нет, учителя на ноги ставить не надо, его как раз надо носить на руках. Ведь в школе остаются самые стойкие. Хотя есть разные преподаватели, не будем скрывать, соотношение случайных и неслучайных — 50 на 50. Но вот, чтобы те 50%, на которых держится школа, ее не покинули, надо их стимулировать. Чем? Уважительным отношением, зарплатой.
— Недавно в минобразовании обсуждался новый проект, предлагающий поделить учителей на категории: новатор, исследователь, наставник, оратор… Вы бы какую категорию добавили?
— Учитель-актер! Я считаю, что преподавание, особенно филологических дисциплин, и особенно сегодня, — это творчество. Сегодня наши ребятки очень подкованы, особенно по информатике, и благодаря общению с компьютером они до многого доходят сами. И сейчас как никогда преподавание должно делать крен в сторону искусства, а учитель должен быть самодостаточной личностью.
— Недавно прозвучала идея о введении в старших классах уроков словесности — вместо русского языка и литературы. Ваше мнение?
— Александр Сергеевич Пушкин сказал, что в одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань. Но мы все время впрягаем. Это очередной эксперимент, а к экспериментам учителям привыкать не приходится. Если учитель — личность, он разберется и в этом эксперименте. Русский язык мы преподаем на основе классических образцов, сочинения в среднем и старшем звене пишутся на основе литературных произведений. Так что сочинение — это литература, а работа над грамматическими, орфографическими, стилистическими, пунктуационными ошибками — это русский язык. Переживем!
— Сегодня много жалоб на то, что дети не читают. А ваши — читают?
— Не хочу показаться нескромным, но мои — читают. Я говорю и об учениках, и о собственных детях и внуках. Почему читают? Потому что на уроках воздействует не техника, а живое слово учителя. Можно войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети, мы сегодня будем изучать творчество Николая Васильевича Гоголя. Николай Васильевич Гоголь писал о том, что…» ну и так далее. А можно войти, поднять какого-нибудь ученика, осмотреть придирчиво со всех сторон и сказать: «А поворотись-ка, сынку, экой ты смешной!», а потом еще и потолкаться. И сказать — ну какая странная семья, сыновья приехали, давно отца не видели, а он с ними с ходу драться начинает! А вот почитаете и узнаете, что за семья, почему они такие, непохожие на нас. А может, чем-то похожи? И ребятишки читают, им же интересно! Прозаическое или поэтическое слово должно заражать, заставлять обратиться к первоисточнику.
— Как вы относитесь к ЕГЭ?
— Начинаем приспосабливаться. Я поначалу был непримиримым противником такой формы проверки знаний. Но многие мои ученики, которые уже сами стали преподавателями, говорят: не надо, не критикуйте. Для талантливых учителей ЕГЭ оказался той материальной поддержкой, которую им недодает государство. То есть государство им ее косвенно оказало — из кошельков родителей. Репетиторство по ЕГЭ стало очень популярно.
А сам я из прошлого века, я за устный экзамен. Даже если ученик списал — он же отвечал не по бумажке. Это развивало стройную речь, дети могли говорить. А сейчас — короче, и все. Я даже написал четверостишие:
Я заметил, между прочим,
От многословия дурея,
Чем чаще говорят «короче»,
Тем речь становится длиннее.
К ЕГЭ мы приспособились. Но это не всегда показатель успешности. У меня есть студентка, спортивного вида такая девочка, я спрашиваю: почему ты выбрала эту специальность? Она говорит: «Да я хотела поступить на физкультурный факультет, но баллов не хватило, а на филфак прошла. Но я не жалею — я здесь впервые «Героя нашего времени» прочитала. Мне понравилось!» Это второй курс филфака! Вот какие чудеса творит ЕГЭ.
В окружении классиков
Олег Парамонов — автор нескольких поэтических сборников, его стихи включены в поэтическую антологию поэтов 20-го века «С любимыми не расставайтесь», там стихи Парамонова, в соответствии с алфавитом, размещены между Булатом Окуджавой и Борисом Пастернаком. На это соседство учитель и поэт отозвался четверостишием:
Не нужно ни денег, ни славы,
А только стоять бы вот так:
С одной стороны — Окуджава,
С другой стороны — Пастернак.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии