Насколько реально повторение событий весны прошлого года, когда большинство амурских АЗС отпускали бензин только по талонам или ограничивали продажу определенными литрами, АП решила выяснить самостоятельно.
Дефицитная арифметика
Свои опасения о возможном дефиците представители «Альянса» во время мероприятия продемонстрировали наглядно.
— Согласно исследованиям независимых экспертов, четыре региона ДФО — Амурская и Еврейская автономная область, Приморье, Хабаровский край — потребляют в год 1 миллион 220 тысяч тонн бензина, — начал Андрей Румянцев. — При этом Хабаровский и Комсомольский нефтеперерабатывающие заводы вместе дают в год около 800 тысяч. Значит, остальные 400 — потенциальный дефицит.
Пока нехватку бензина и дизельного топлива (с ним ситуация примерно такая же) покрывает Роснефть, часть горючки тянут независимые поставщики из Омска, Сургута или Уфы. Однако уповать только на Роснефть не стоит, отмечает Андрей Румянцев: 100% объема топлива она не покроет. Не стоит надеяться и на резкое изменение ситуации после реконструкции Хабаровского нефтеперерабатывающего завода. Несмотря на то что в скором будущем сырье на ХНПЗ будет поставляться не по железной дороге, а по трубопроводу, максимум, который удастся выжать из завода, — 500 тысяч тонн бензина в год. Соответственно, еще 300 тысяч тонн остается в дефиците.
Горючее соглашение
Бороться с нехваткой бензина и солярки на амурских заправках «Альянс» предлагает с помощью соглашения: компания готова заключить договор с участниками топливного рынка на поставку горючего, но в договоре будет необходимо прописать цену и объем поставляемого продукта. В этом случае «Альянс» получает гарантированный рынок сбыта, куда можно будет продавать продукт по заявленной ими же цене. Правда, возникает вопрос: что мешает компании делать то же самое и без соглашения? Ведь, по идее, продавец должен спешить за покупателем, а не наоборот.
Причина, которую приводит компания, — все тот же дефицит. Однако полностью закрыть потребность Приамурья в бензине «Альянс» не сможет в любом случае — сейчас горючку, по словам Андрея Румянцева, компания пропорционально делит между четырьмя регионами. Однако подобные предложения получили участники рынка и в Хабаровске, и в Приамурье, и в ЕАО. И если кто-то из них подпишет соглашение, именно эти регионы «Альянс» будет обеспечивать в первую очередь. Остальным достанутся остатки.
В итоге либо мы соглашаемся на гарантированный бензин «Альянса» по выгодной для них цене и тем самым, по сути, убираем для них нежелательный фактор конкуренции, либо рискуем получить перебои с поставкой топлива.
Однако в правительстве области к предложению о соглашении отнеслись скептически.
— Точно просчитать, сколько именно топлива использует область в следующем году, невозможно. И потом, кто должен заключать такие соглашения? Правительство Приамурья не уполномочено заключать договор за муниципальные или федеральные учреждения, — говорит замминистра внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области Ольга Лиштаева. — Также мы не можем отвечать за то, сколько бензина или солярки потратят строительные, горнодобывающие и другие компании. И уж тем более нельзя точно сказать, сколько топлива решат купить в следующем году рядовые амурские автомобилисты. Так что этот вариант для нас не выход.
Надуманные страхи и реальные проблемы
Так что же, призрак дефицита действительно маячит над амурскими заправками? Независимые поставщики топлива придерживаются другого мнения. По их словам, дефицит топлива Приамурью не грозит. Единственная настоящая проблема — отсутствие здоровой конкуренции. Правда, комментировать ситуацию официально такие владельцы АЗС отказались, объяснив причину просто: «Сегодня мы скажем плохо об «Альянсе», а завтра они не дадут нам бензина».
— Конечно, потребление бензина в России растет в среднем на 3—5% в год. Но пока отечественные НПЗ способны обеспечить своих граждан топливом. Проблема в невыгодном для россиян распределении бензина по регионам, — объяснил нам один из независимых поставщиков, попросивший не озвучивать свое имя. — Снабжать Приамурье, по идее, должен не комсомольский и хабаровский заводы — их горючка по-хорошему должна уходить на Сахалин, Камчатку, Приморье. А в Амурскую область правильнее было бы поставлять бензин и солярку из Ачинского или Ангарского НПЗ, которые принадлежат Роснефти. В этом случае, благодаря экономии транспортных тарифов, литр топлива подешевел бы как минимум на два рубля.
В доказательство поставщик привел ценник на благовещенских заправках Роснефти, где продают топливо из Ачинска и Ангарска — действительно, в среднем стоимость бензина там примерно на 2 рубля ниже, чем на заправках «Альянса».
— Но ведь этих заправок в области только несколько штук, так что реальной конкуренции «Альянсу» они не составляют, — продолжает наш анонимный эксперт. — Независимым поставщикам Ачинск и Ангарск бензин и солярку не продает — отправляет топливо на экспорт. А если бы мы у них закупались, могли бы снизить цену на своих заправках на те же два рубля и сделать рынок действительно конкурентоспособным.
А пока независимым поставщикам приходится возить горючку из омского (который делится далеко не всегда) или уфимского заводов. Но если цена перевозки топлива из Ачинска и Ангарска — три рубля на литр, то топливо из Омска подрастает по приезде в Приамурье на пять рублей, а уфимское и вовсе обходится нашим автомобилистам на 7 рублей дороже. Такой бензин конкурентоспособным уже не назовешь. Второй вариант — опять же топливо «Альянса». Но те предлагают не более дешевое топливо Хабаровского НПЗ, а привозное, которое они также закупают в Омске или Уфе и, соответственно, включают транспортный тариф в стоимость. Говорить о конкуренции в этом случае тоже не приходится.
— Так что как таковой нехватки бензина нет. Он просто оказывается слишком дорогим для нас из-за неправильно выстроенной логистики. И пока такое положение дел будет сохраняться, нормальные цены на бензин нам не светят, — подводит итог поставщик. — Мы, кстати, прошлым летом написали письмо в УФАС, где рассказали о бензиновой проблеме. Однако ответа так и не дождались.
Искомая конкуренция
Если с дефицитом топлива можно справиться грамотной логистикой, то как же обуздать цены на бензин? Последний раз «Альянс» поднял стоимость на своих АЗС в октябре, и в этом месяце компания вновь не отрицает вероятного повышения. Изменить эту ситуацию можно только одним способом: самим создать конкуренцию. О чем и заявил на круглом столе замминистра экономического развития Приамурья Василий Орлов.
— У нас есть инвестиционный проект по строительству завода, который сможет вырабатывать пять миллионов тонн топлива в год. Он не только покроет все потребности амурского рынка, но и даст возможность экспортировать не сырье, а бензин и солярку. Следовательно, добавочная стоимость останется в экономике нашей страны, — объяснил он. — К тому же этот завод будет работать на новых технологиях, что позволит значительно снизить цену топлива.
40% потенциальных инвестиций должны прийти из Китая, остальные 60% — из Москвы. Сейчас основная сложность, по словам Василия Орлова, договориться с Транснефтью о поставке сырья. После этого проект будет иметь все шансы на реализацию.
91 тысячу тонн бензина с различным октановым числом и 82 тысячи тонн дизтоплива реализовала НК «Альянс» на территории Приамурья с начала этого года.
УФАС монополию не обнаружило
— Действительно, в прошлом году мы получали обращение от независимых хозяйствующих субъектов (поставщиков), которым ограничили поставки топлива. Но по результатам проверки данный факт не подтвердился, — прокомментировала ситуацию старший госинспектор отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Амурского УФАС России Юлия Ефременко. — Все отказы в поставке топлива таким поставщикам были обусловлены экономическими или технологическими причинами. В целом нарушений антимонопольного законодательства в части ограничения поставок топлива в Амурской области за 2011—2012 годы зафиксировано не было.
НА ЧЕМ ЕЗДИТ ПРИАМУРЬЕ (тыс. тонн)
Бензин
94,6 — Нефтяная компания «Альянс»
56,8 — ОАО «Нефтяная компания "Роснефть"»
49,5 — Прочие
Дизельное топливо
117,5 — Нефтяная компания «Альянс»
361,7 — ОАО «Нефтяная компания "Роснефть"»
39,3 — Прочие.
По данным НК «Альянс» за 2011 г.
Возрастная категория материалов: 18+
Альянс опять искусственно нагнетает ситуацию с дефицитом, что бы оправдывать свои высокие цены. Не нужна им ни какая правильная логистика, их всё устраивает и так, конкуренция минимальная чего суетиться. Вся их политика выражена в цитате Румянцева: «Нам прежде всего не о цене думать нужно.... »
— правдист555