Страдают глаза и желудки
Если сравнить картину здоровья школьников по результатам диспансеризаций трехлетней давности с сегодняшней, то можно увидеть положительную динамику. Снизилось число болезней костно-мышечной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, что говорит о своевременном выявлении и лечении заболеваний. Но тревогу врачей вызывает стабильно высокое число болезней органов пищеварения.
— Это свидетельствует о том, что питание школьников остается неправильным и несбалансированным, — отмечает начальник отдела организации медицинской помощи женщинам и детям областного минздрава, главный внештатный педиатр Людмила Моногарова. — Максимум заболеваемости приходится на начальные классы. В старших классах идет снижение показателя. Возможно, это связано с качественными медосмотрами — врачи своевременно реагируют на жалобы детей, назначают адекватное лечение. А возможно, этот показатель связан с тем, что старшеклассники не любят жаловаться на здоровье.
Еще одна негативная тенденция, которая заставляет задуматься, — продолжается рост болезней глаз, очевидно, по-прежнему наши дети много времени проводят за компьютером.
— Можно проследить распространенность нарушения остроты зрения, — продолжает Людмила Моногарова. — Есть заболевания, которые мы называем профессиональными. У школьников это как раз нарушение остроты зрения. И мы видим, что за годы обучения в школе распространенность этого заболевания увеличивается в три раза. При этом за последние три года распределение школьников по группам здоровья стало вызывать больше оптимизма — увеличился процент детей, имеющих первую группу здоровья, то есть абсолютно здоровых. Есть тенденция к уменьшению числа детей с хроническими заболеваниями. То есть своевременное выявление и лечение больных детей, а также профилактика дают положительные результаты.
Показатель здоровья ребенка — его физическое развитие. В Амурской области число детей с лишним весом за последние годы не изменилось — это 6%, а вот число детей с недостаточным весом снижается.
Чем больна школьная медицина
Одна из причин плохого здоровья школьников — проблемы, существующие в школьной медицине, считают врачи.
— Прежде всего это недостаточная укомплектованность кадрами школьных медицинских кабинетов, — перечисляет причины главный внештатный педиатр. — Если участковые врачи получают доплаты по нацпроекту и по программе модернизации здравоохранения, то у школьных медработников зарплата очень низкая. Кроме того, эта работа считается менее престижной, у школьного врача много диспетчерских функций. Школьные медицинские кабинеты, как правило, имеют слабую материальную базу.
Еще одна проблема — слабые контакты школьных врачей с педагогами. Нет методик совместного здоровьесбережения детей. Сообща медработники и учителя могли бы многое сделать в этом направлении.
В первый класс — с большим букетом
В школу дети идут с большим букетом заболеваний. В течение трех лет кафедра детских болезней АГМА наблюдала за состоянием здоровья благовещенских первоклассников. Врачи отметили, что в течение учебного года число здоровых детей снижается — у малышей идет нарастание функциональных отклонений, увеличивается рост хронических заболеваний. Эта же тенденция прослеживается при изучении динамики здоровья школьников с 1-го по 11-й класс.
— Наблюдая за первоклассниками в течение трех лет, мы отметили тревогу в отношении заболеваний нервной системы, — поделилась доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой Альбина Бабцева. — С пятого места эта патология перешла на третье.
При обследовании первоклассников врачи и ученые в 85% случаев выявили семейную отягощенность хроническими заболеваниями. Абсолютно здоровыми были признаны всего 2,4% благовещенских первоклассников. У трети обследованных были выявлены функциональные отклонения тех или иных систем организма, 66,6% имели хронические заболевания. В свою очередь, среди детей с выявленной хронической патологией одно заболевание имеют 44%, два заболевания — 32%, три и больше — 13%.
Ученые напрямую связывают состояние здоровья и успешность адаптации в школе. И здесь снова необходимы тесное сотрудничество врачей и педагогов, разработка нового, индивидуально-технологического подхода к ребенку и его здоровьесбережению.
Нарко-стоп
Сегодня тревогу врачей вызывает состояние психического здоровья выпускников школ. По статистике, более 40% всех освобождений от службы в армии связаны с психическими, в том числе наркотическими расстройствами и отклонениями.
В области в 2011 году впервые наркологическое заболевание было диагностировано у 516 несовершеннолетних, причем 110 из них — дети до 14 лет. Отмечен рост употребления как алкоголя, так и наркотических веществ и токсикомании в группе детей до 14 лет.
— С 2011 года мы проводим добровольное тестирование учащихся школ на предмет раннего выявления немедицинского употребления наркотических и психотропных веществ, — рассказала главный внештатный педиатр областного минздрава Людмила Моногарова. — В этом году произошло увеличение числа подростков, давших согласие на это исследование, — это результат совместной работы медиков и педагогов с родителями и школьниками.
Профилактикой алкоголизма и наркомании врачи и учителя также должны заниматься сообща. Врачи выделяют три вида профилактики — первичная предполагает работу со здоровым населением, вторичная — с группой риска, у которой уже был опыт, но еще не сформировалась зависимость. И, наконец, третичная профилактика — работа с людьми, имеющими зависимость.
Как отметил заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и клинической психологии АГМА, доктор медицинских наук Иван Дудин, наибольшие результаты дает первичная профилактика — то есть работа с теми, кто не пробовал наркотики. Существует парадокс профилактики — даже небольшое воздействие, направленное на снижение потребления наркотиков в обществе, в целом более эффективно, чем пассивное воздействие только на больных с зависимостью.
Педагоги ведут безграмотную профилактику
Первичной профилактикой должны заниматься педагоги, но как ее вести грамотно — этому еще предстоит научиться. Доктор медицины Иван Дудин, возглавляющий общественный антинаркотический совет при губернаторе, в прошлом году провел экспертизу тех материалов, которыми пользуются амурские учителя в антинаркотических беседах со школьниками.
— Мне стало грустно. Наряду с тем, что есть материалы достойные, хватает и таких, что откровенно вредят, — говорит Иван Дудин. — Некоторые педагоги не знают, что такое наркотики, включают в этот ряд другие вещества. И получается, что они дезориентируют детей. От школы требуется адекватное воспитание, формирование стрессоустойчивости, обучение навыкам произвольной коррекции своего эмоционального состояния, формирование навыков здорового образа жизни.
У медиков есть претензии к Министерству образования РФ — ведь под грифом российского минобрнауки реализовывались вредные, с точки зрения врачей, программы. В рамках одного из псевдогуманных соображений старшеклассникам и студентам раздавали шприцы, результатом стали легитимизация и распространение наркопотребления. Еще одна программа — «Твой выбор» — предоставляла информацию о положительных и отрицательных сторонах наркопотребления — это привело к размыванию защитных отрицательных установок к наркомании.
Иван Дудин поделился критериями эффективности антинаркотической пропаганды, которые выработались за 30 лет работы кафедры. Прежде всего нужны грамотные лекторы, умеющие донести смысл до любой аудитории.
— Когда мы говорим подростку, что когда-нибудь у него разрушатся печень или легкие — для него это далеко, — говорит Иван Дудин. — Но когда была распространена эфедроновая наркомания, она вызывала у подростков угревую сыпь на лице. Для подростка это значимо, можно педалировать этот факт. Или, допустим, говоря о вреде курения, можно повторить, что у девушек будет хриплый голос и землистый цвет лица. То есть для каждой аудитории нужно находить свои конкретные аргументы. И обязательно наглядно показывать те изменения, которые происходят с организмом, с помощью презентаций. Студенты-медики хорошо знают, что это такое.
Кстати, 6 лет из жизни 60-летнего человека уходит на лечение ОРВИ. По наблюдению Всемирной организации здравоохранения, взрослые болеют ОРВИ два раза в год, школьники — 3 раза в год, дошкольники — 6 раз в год. Науке известно более 200 вирусов, вызывающих заболевание респираторного тракта.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии