Ветераны в конце списка
Этой осенью исполнилось два года, как в Тынде стартовала федеральная программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, расположенного в зоне БАМа. Напомним, что в сентябре 2010 года тогда еще премьер-министр Владимир Путин во время телемоста с губернатором Приамурья Олегом Кожемяко пообещал за четыре года полностью ликвидировать временное жилье в столице БАМа. Бюджет грандиозного проекта составил более 6 миллиардов рублей федеральных и областных средств. Для реализации масштабной программы было решено строить многоэтажные дома в центральной части Тынды, быстровозводимые — в микрорайоне Таежный и покупать квартиры для ветеранов на вторичном рынке. Практически сразу же был выделен первый транш из областного бюджета и начались работы. Строители приступили к возведению домов, а чиновники городской администрации — к составлению списков нуждающихся в переселении.
— Когда к нам стали приходить люди, помимо основных документов, требуемых для постановки в очередь на переселение, мы брали у них копии трудовых книжек, наградных листов. Это делалось для того, чтобы в первую очередь дать право на переселение тем, кто приехал на БАМ одними из первых, кто имеет медали, полученные во время строительства магистрали, — рассказывает начальник отдела ЖКХ и жилищной политики администрации Тынды Евгений Плотников. — Но оказалось, что по закону эти заслуги вовсе не являются приоритетом при переселении. В первую очередь получают квартиры люди, живущие в муниципальных домах. И здесь уже не играет роли, сколько человек в нем прожил.
Так, в списке вместе с ветеранами БАМа оказались люди, которые не имеют никакого отношения к строительству магистрали и проживающие во временных домах с центральным отоплением, канализацией, то есть со всеми удобствами. В это же время некоторые строители, приехавшие в Тынду в 1974 году и живущие в бараках с печным отоплением и туалетом в 100 метрах от дома, перешли в конец списка. Раиса Алексеевна Хольченкова приехала в Тынду в 1976 году вместе с мужем на работу в «Мостострое-10». Сначала она жила в вагончике, а потом ее переселили в барак. Сегодня в свои 72 года ветеран БАМа уже не надеется, что она когда-нибудь справит новоселье.
— Когда-то я ходила в администрацию города, узнавала про очередность. А потом, поняв, что там все запутано, решила больше туда не ходить, — с грустью делится Раиса Алексеевна. — По телевизору только обещают, что будут ветеранов переселять, а на самом деле дома сдаются, но не для нас.
С таким раскладом согласна и председатель Тындинской городской думы Ирина Монахова, которая как народный избранник должна защищать интересы своих избирателей. Во время многочисленных интервью на местном телевидении она только разводила руками и подчеркивала, что депутаты бессильны в решении этого вопроса — проблема в законодательстве.
Депутат Марина Михайлова не пошла на поводу у большинства коллег и решила вплотную заняться проблемами жителей времянок.
— Изначально Порядок переселения, утвержденный Думой, не предусматривает порядка определения очередности переселения. Мое предложение о внесение данного уточнения в рамках действующего закона и принципах социальной справедливости, большинство депутатов отклонило, мотивируя тем, что они не хотят брать на себя такую ответственность. В результате вместо порядка имеем бардак. Очереди как таковой нет, а после заселения домов разные специалисты мэрии по-разному трактуют сформировавшуюся очередь. В результате много жалоб от горожан, — говорит Марина Михайлова. — По моим материалам, которые я собрала в ходе встречи с жителями времянок, сейчас работают правоохранительные органы.
Дали квартиру и забрали
Во время телемоста Владимир Путин потребовал от людей, которые отвечают за переселение бамовцев, быть честными и исключить все элементы коррупции. Когда речь идет о сотнях новых квартир и людях, желающих их бесплатно получить, местные чиновники становятся главными распорядителями судеб будущих хозяев новостроек. Пенсионерка Надежда Черепенькина дождалась своей очереди на получение новых квадратов. 18 сентября ей вручили ключи, но потом представители администрации Тынды попросили отдать их обратно, так как, по мнению чиновников, в жилье она перестала нуждаться.
— Мне вручили ключи — я, счастливая, пошла в свой барак упаковывать вещи, но потом меня вызвали в администрацию и сказали, что мне отказывают в переселении в этот дом. Вы не представляете, что я чувствовала в этот момент! Такого унижения я не испытывала никогда. Зачем тогда меня вызывали, устраивали этот спектакль? — возмущается в своем письме в адрес АП Надежда Черепенькина.
Начальник отдела ЖКХ и жилищной политики Евгений Плотников с этой ситуацией знаком и пообещал, что проблема будет решена, как только будут собраны все документы. Правда, какие именно бумаги необходимо поднести Надежде Дмитриевне, представитель администрации не пояснил.
За два года работы программы в Тынде из временного жилья было переселено более 100 семей. Одним купили квартиры на вторичном рынке, другие переехали в новые дома по улицам Дружбы и Верхне-Набережной. По логике освободившиеся бараки должны быть снесены, так как основная цель федерального проекта по строительству жилья в столице БАМа — это ликвидация времянок. Но за это время ни один дом так и не был снесен. Более того, в пустые бараки снова заселяются люди, чтобы получить от государства бесплатную квартиру.
— Да, у нас есть такие факты, когда в бараки, попадающие под снос, опять заселяются граждане или не выезжают те, кому мы уже предоставили жилье. С такими случаями мы боремся и намерены даже обращаться в судебные инстанции, — подчеркнул Евгений Плотников. — Для того чтобы снести бараки, необходимы средства. В 1-м квартале 2013 года планируется снести 30 временных домов, в которых располагается 86 квартир.
АП надеется, что данными фактами заинтересуется прокуратура Амурской области, мы будем следить за ситуацией.
Возрастная категория материалов: 18+
А зачем вам кажимяка. выборы прашли, карупцыя асталась
— Дан (гость)И где Кожемяка, который так любит ленточки разрезать по поводу и без?
— Все как всегда (гость)