Не так давно встретил первую учительницу своего сына. Человек она очень ответственный, порядочный и грамотный. Настоящий профессионал, педагог до мозга костей. Все четыре года начальной школы ребенок был, что называется, в надежных руках. В учебе детей не жалела, от неприятностей берегла. Обрадовались мы нашей встрече, разговорились — и тут же расстроились. Оказывается, не работает она больше в школе.
Попался в первом классе ребенок неуправляемый, но дело даже не в этом. На все замечания родители только усмехались. Есть такие знатные особы, считающие, что вокруг их чада весь мир крутиться должен. В итоге вопрос ребром: «Либо наш ребенок, либо этот учитель». Выбор сделан в пользу лозунга: «В школе главный — ученик!»
Теперь учебное учреждение мучается с маленьким эгоистом, а опытный педагог зарабатывает частной практикой. Возвращаться в систему образования больше не хочет. За тридцать лет стажа всякого насмотрелась … хватило.
Репетиторство дает ей гораздо больше в материальном плане, а в моральном и вовсе — сама хозяйка своего настроения. «Теперь в моей школе главный — учитель! — сказала она прямо. — Кому не нравится — не приходят».
Неприкасаемые маменькины лоботрясы есть в каждой школе, в каждом классе. Чем старше, тем они наглее. Избавиться от будущих мажоров не позволяет общественное положение влиятельных родителей и закон об образовании. А ведь есть еще дети из неблагополучных семей, где не принято говорить об ответственности и вежливости.
Убрать учителя — этого штучного эксклюзивного специалиста, решившегося нести светлое и разумное за мизерную зарплату, гораздо легче. Сейчас можно облить моральными помоями любого заслуженного педагога, а в ответ прозвучат лишь слабые отговорки типа: «Разберемся, проведем служебное расследование…». Школа часто извиняется за огрехи своих специалистов, но я не помню ни одного случая извинений перед учителем. Где гордость за профессию? Где корпоративная солидарность? Где активная защита от хамства и наглости?
Есть такие понятия, как «известный врач» или «известный адвокат», в конце концов, «известный дизайнер» и далее по списку. К этим людям выстраиваются очереди, платят им высокие гонорары, печатают в журналах и гордятся знакомством с ними. За них борются работодатели и клиенты. Быть таким почетно.
А вы давно слышали про «известного учителя»? Подобное случается раз в год — во время конкурса «Учитель года». На этом все почести заканчиваются. И уж точно никаких глянцевых журналов. Все чаще огульная критика и нескончаемое недовольство. Не бережем, а значит — теряем.
Возрастная категория материалов: 18+
Уважаемый пенсионер, вы видимо в школе давно не были? )) Любой такой ученик-подарочек и его родители расскажут вам, куда этот устав вы сможете засунуть. В ответ на положения устава вам прочитают лекцию о правах ребенка, которые гарантирует федеральное законодательство.
«Попробуйте заставить малолетнего хулигана подобрать его же бумажку и бросить в урну. Тут же обвинят в нападении, жестокости и еще куче грехов». — чистая правда, Анохин). Мама моя летом сделала замечание пацанам, которые возле школы ломали дерево. Просто попросила строгим тоном (как это всегда бабушки делали). Не унижала, не оскорбляла. Истерика была такая, будто она на них с ножом набросилась... Наверное, устав не читали
— Екатерина КузьминаПенсинер2...
Уважаемый пенсионер, уставы сейчас в каждой школе. Но там ответственность родителей и учеников прописана сугубо виртуально. На самом деле никто, никому, ничего не должен. Ребенка нельзя заставить дежарить по классу, отмыть доску, наводить порядок... как это было всегда. Следить за чистотой в классе должен учитель и проблема куда как глобальнее. Дети, в принципе пупы жизни. Это правило распространяется далеко за пределы школы. Попробуйте заставить малолетнего хулигана подобрать его же бумажку и бросить в урну. Тут же обвинят в нападении, жестокости и еще куче грехов.
А что касается «плача ярославны».. да, тут вы правы. У журналистов нет права переписывать закон об образовании и законодательство об ответственности за воспитание детей. Но это в любом случае лучше чем сидеть и молчать. Мы можем привлечь внимание и чем чаще будем это делать, тем больше шансов что услышат. И то что такие неравнодушные люди как вы не остаетесь в стороне, комментируете и высказываете свою точку зрения это большая поддержка и помощь. Это показатель того, что общество еще не до конца деградировало и придает уверенности в нашей общей правоте.
— Андрей АнохинЕкатерина Кузьмина...
Увы, не ново. Приходилось сталкиваться с подобными вещами и даже похлеще. Классный руководитель, только руками развела, сказала, что лучше сразу обращаться в милицию (там не в закладке дело было, а гораздо серьезнее). И мы ее поняли — педагог остался без рычагов воздействия. Единственное орудие воспитания — метод убеждения. Но он, учитывая внешкольные и семейные факторы, практически не работает. Одна наша хорошая знакомая, как то сказала, что ребенка ролители дома специально заставляют материться... дабы в жизни легче было.
— Андрей АнохинПолностью поддерживаю Анохина и предшествующие комментарии. НО... , но всё это напоминает очередной «плач Ярославны». Что дальше?
Эту проблему я пытался поставить в комментарии к статье Селюч ( «АП»-от 1сентября сг). Там предложил в качестве орудия защиты учителя и учеников каждой школе принять собственный Устав. Более подробно см. в указанном номере.
Очень удивило, что предложение было просто проигнорировано. Ставлю вопрос ещё раз на обсуждение. Или, может, гораздо дешевле и проще время от времени проклинать «борзоту», чем принять эффективные меры пресечения оной? Бедный учитель, как тебя жалко, убогого и нерешительного.
— пенсионер2 (гость)Я вообще поражаюсь, откуда столько борзоты в нынешних родителях!!! Я , например, до сих пор стараюсь вести себя почтительно с любым учителем. А ведь мы же росли в одно время с этими людьми. Никто из них не мог послать учителя на... в мои школьные годы. А сегодня их дети спокойно это делают. Совершенно другое отношение было. Получается, не закрепилось? Растерялось за годы? Недавно ребенок пожаловался, что сосед по парте отобрал у нее закладку. Я говорю: «Что же ты учителю не сказала?» А она в ответ: «Сказала. А учитель сказала, что она не имеет права заглядывать в чужие портфели». Учителя лишили любых прав. Оставили одни обязанности. Правда — как у обслуживающего персонала. (((
— Екатерина КузьминаВспоминаю своих учителей. Бывало всякое и встречались всякие, но в большинстве своем — это непререкаемые авторитеты. И баловство процветало и курили, бывало, за уголом школы. Но все делали с оглядкой, боясь осуждения и уж точно всегда уважали мнение этих людей. Учитель оставался центром вселенной. Сейчас он воспринимается как обслуживающий персонал, без права на собственное мнение. Смотрю на школьников, да на их родителей и очень сожалею, что отменены розги...
— Андрей АнохинДа, моему сыну тоже повезло с первым учителем. Да и классу с ней повезло. И коллектив сформировала, и любовь к учебе, и тягу к знаниям, самостоятельность привила, и что такое дружба, ответственность, дети знают. До сих пор. Пока. Но ведь в каждой бочке меда есть ложка дегтя. Еще во втором классе одна школа избавилась от «подарочка». «Подарочек» попал к нам в класс. И если до четвертого класса с ним как-то справлялись, «подарочек» вместе с родителями как-то реагировал на просьбы учеников, классного руководителя, родителей как-то вести себя подобающим образом, не срывать учебный процесс, не портить нервы. Срабатывало. Потому что был мал, потому что мама «входила в положение». Далее на собрания и родительские комитеты приглашался и инспектор по делам несовершеннолетних. Это уже было в классе пятом. Теперь же «подарочек» вообще обнаглел. На просьбы учителей и даже учеников выйти из класса,например, не мешать остальным, «подарочек» хамит, посылает далеко, может даже порвать рубаху. «Рубаха-парень»)) Мама выбрала тактику «нападение». Педагоги, директор, разводят руками — все зависит от родителей, говорят. Как родители решат! Что делать с ним, «подарочком»?
— Оксана АшихинаАндрей, согласна, у нас сейчас ученики слишком борзые — в хамовитых родителей. И тут дело даже не в материальном достатке, сколько в отсутствии воспитания и уважения к взрослым. Родители и дети сейчас дома на матах общаются, а потом эти дети идут в школу — и продолжают в такой манере вести себя. А потом приходит такой же родитель разбираться с учителем, который делает замечание или двойки ставит. Хамство, быдлячество — вокруг, я когда по улице иду, а меня обгоняет кучка младшеклассников, разговаривающщих между собой трехэтажными матами, мне правда становится очень страшно.
— Кристина