Между тем в территориях уверяют: коммунальная неразбериха воцарилась только в областном центре. В других населенных пунктах области изменения правил восприняли спокойно. Единственное, что тревожит людей, — графа «общедомовые нужды». Как выяснила АП, большинство потребителей до сих пор не понимают, что такое ОДН, и не хотят за них платить.
Нежданные ОДН
— У нас нет никаких очередей, люди оплачивают свои счета, как и раньше это делали. Новые правила действуют с сентября, и за это время я не помню, чтобы кто-то пришел и пожаловался, что не знает, кому передать показания счетчика. У нас ведь со всеми проблемами напрямую в администрацию идут, — заверяет нас глава города Зеи Раиса Черная. — Зато получаем много жалоб по поводу начислений за ОДН. Люди возмущены. Несмотря на то, что коммунальщики предупреждали, что будет такая строка в квитанции. Для большинства это все равно сюрприз.
Белогорск, Тында, Прогресс, Екатеринославка — весть о том, что часть потребляемых света и воды теперь придется делить на всех, стала неприятным сюрпризом в разных уголках Приамурья.
— Люди не понимают саму природу ОДН и принципы их начисления, — пояснили в отделе ЖКХ тындинской администрации. Водосчетчиков у многих нет, начисления получают по нормативу. Вроде и водой пользуются, как раньше, а платежей за нее теперь два. Именно так потребители это и воспринимают.
В одной из управляющих компаний Белогорска корреспонденту АП также признались, что ежедневно выслушивают массу жалоб потребителей.
— Люди показывают свои квитанции, сумма в которых возросла на несколько сотен рублей, для многих это существенно, — посетовали в «управляйке». — Счетчиков общедомовых и индивидуальных на ту же воду у большинства людей нет. А норматив, по которому делают начисления ОДН, многие считают завышенным.
Трудности передачи
Вопрос, кому и как передавать показания приборов учета, в городах и селах Приамурья, как правило, не стоит. Во многих территориях и до принятия новых правил те, у кого в квартирах есть приборы учета, ежемесячно сами приносили в свою управляющую компанию показания. При этом платежки люди получали уже с готовыми начислениями. Высчитывать количество кубометров и киловатт и самим выставлять себе счета, как это делали благовещенцы, в большинстве территорий людям не приходилось. Некоторые горожане и селяне рассчитывались напрямую с ресурсоснабжающими организациями по системе: коммуналка отдельно, свет — отдельно. Этот порядок с введением новых правил также не изменился.
В областном центре система сбора показаний счетчиков тоже понемногу встает на накатанные рельсы. Так, в самый крупный расчетный центр города «Энергокомфорт "Амур"» показания на все виды ресурсов за октябрь поступили от 90 процентов абонентов. По данным пресс-секретаря ОАО «Амурские коммунальные системы» Светланы Соловьевой, самым популярным инструментом для приема показаний стал специальный ящик, который установили в помещении расчетно-кассового центра. Им воспользовались 55% абонентов. Около 5 процентов сбросили данные на e-mail или завели себе «Личный кабинет». 45% звонили в call-центр.
Между тем устранить очереди в РКЦ пока не удается. Разобравшись со счетчиками и получив квитанции, люди стремятся их оплатить непременно в кассе, расположенной на территории РКЦ. При этом рассчитаться за ЖКУ в банке, на почте или посредством электронных терминалов тоже можно, однако этими способами оплаты мало кто пользуется.
Не запутаться в сроках
Управляющие компании, организуя сбор показаний приборов учета, устанавливают для своих клиентов срок, предусмотренный правилами, — с 23-го по 26-е число каждого месяца. Более широкую «вилку» имеет период приема данных в РКЦ «Энергокомфорт» — этого потребовал губернатор Олег Кожемяко. Сейчас в «Энергокомфорте» показания за текущий месяц принимают с 26-го предыдущего месяца по 15-е число настоящего. Это значит, что уже 16 ноября «Энергокомфорт» начнет формировать квитанции за ноябрь. А по показаниям, переданным с 26 ноября по 15 декабря, будут выставлены счета в декабрьской квитанции.
«Управляйки» закупают ящики
К сбору показаний счетчиков приступили и другие расчетные центры в Благовещенске. В своих квитанциях реквизиты для передачи информации стал указывать Городской расчетно-кассовый центр. В распоряжении клиентов ГРКЦ — электронный адрес: rkc-blg.ru, телефон 22-22-33, а также номер мобильного телефона, на который можно отправить SMS, и форма, которой должно соответствовать сообщение.
Управляющие компании, выполняя постановление главы администрации областного центра, тоже подключились к сбору данных приборов учета. Многие уже определились, как именно они будут организовывать эту работу с потребителем.
— Мы принимаем показания по двум телефонам: диспетчерской и офиса, — делится подробностями инженер управляющей компании «Наш дом» Ольга Будник. — Пока это единственный способ. И поскольку у нас на управлении находятся 18 многоквартирных домов, мы надеемся, что большая часть наших потребителей воспользуются интернетом, чтобы отправить письмо непосредственно в расчетный центр, или напишут эсэмэску. А звонить нам будут в основном пожилые люди.
«Жилкомфорт» для своих клиентов также ввел две телефонные линии. Кроме этого, коммунальщики будут принимать электронные письма и обычные бумажные записки с данными счетчиков. Для этого в подъезде каждого из своих четырех домов в скором времени работники «управляйки» установят специальные ящики. Кстати, по «ящичному» пути пошли и многие коллеги «Жилкомфорта»: УК «ЖКХ Амурстрой», «Евросервис», «Союз» и другие.
— Ящик в подъезде, конечно, не гарантирует 100%-ной собираемости показаний. Ничто ее не гарантирует, — заметили в УК «Союз». — Но все же это самый приемлемый и наименее трудозатратный для потребителя способ — просто, проходя мимо, бросить в него бумажку с показаниями.
Сегодня «Союз» управляет 34 домами, и ящики ее сотрудники пока успели установить не во всех, так как хотят купить особо прочные. Для такой перестраховки есть причины — недавно в одном из подъездов ящик вместе с показаниями сожгли хулиганы. Партию антивандальных ящиков «союзники» уже заказали в Хабаровске, и обещают, что до Нового года они появятся во всех их домах.
Кстати, расчетно-кассовый центр «Энергокомфорт "Амур"» приостановил начисление пени своим абонентам. Пеня не будет начисляться до 10 января 2013 года.
Возрастная категория материалов: 18+
«Более широкую «вилку» имеет период приема данных в РКЦ «Энергокомфорт» — этого потребовал губернатор Олег Кожемяко. Сейчас в «Энергокомфорте» показания за текущий месяц принимают с 26-го предыдущего месяца по 15-е число настоящего. Это значит, что уже 16 ноября «Энергокомфорт» начнет формировать квитанции за ноябрь.»
Губернатор потребовал нарушить постановление правительства? :)
— akar (гость)В России государство, породив коммунальный беспредел, умыло руки. А наглые коммунальщики, почувствовав свою безнаказанность и пользуясь нашей безграмотностью, грабят россиян. (Аргументы и факты №46)
— Аркадий (гость)