Пьеса была написана в конце 1940-х годов, действие спектакля происходит в номере гостиницы «Москва», где волей судьбы собрались разные представители советского общества. Герой-романтик товарищ Дюжиков, приезжий с Таймыра (в главной роли — артист-дебютант Захар Майстренко), ни разу не был в «дорогой моей столице», но познакомиться с ее красотами не дает досадная мелочь — междугородняя связь. Звонка с Таймыра ему приходится ждать целый день. Товарищи по номеру соглашаются выручить Дюжикова, а он в свою очередь готов на время побыть в их шкуре. И тут-то на главного героя начинают, как из рога изобилия, сыпаться всевозможные казусы.
Для режиссера было главным воссоздать на сцене ту атмосферу середины прошлого века, когда утверждение «человек человеку друг, товарищ и брат» было в обиходе и не вызывало иронии. Взаимоотношения между людьми были чистыми и искренними, способность откликнуться на чужую беду, помочь товарищу была нормой. Можно не соглашаться с политическими оценками, но того, что общечеловеческие ценности были иными, отрицать не приходится.
— Сегодня ценности поменялись. У нас не жизнь, у нас бизнес-план, а в него не входят такие понятия, как товарищество, дружба, любовь, — говорит Сергей Яшин. — Если молодые люди женятся, первое, что они заключают — брачный договор. Разве могло такое прийти в голову молодым людям 30, 40 или 50 лет назад, что главное в браке — это не любовь, а брачный договор по поводу, что каждому из них достанется, если вдруг что-то случится?
В свое время Александра Галича критиковали за пьесу «Вас вызывает Таймыр» — в частности, за то, что ее действие разворачивается в гостиничном номере, а не на стройках социализма. Требовалось воспевать героические поступки советского человека, а не случай в гостинице, где люди помогли друг другу. Но сегодня та же самая пьеса прочитывается иначе — как ностальгия по времени, когда люди были наивны и оптимистичны и верили в победу добра только потому, что иначе просто не могло быть. В спектакле созданию атмосферы помогают песни советских лет, которые исполняют актеры под живую музыку из оркестровой ямы.
— Мне прежде всего хотелось самому вспомнить то время и передать эти ощущения актерскому коллективу, — говорит Сергей Яшин. — Мне кажется, что мы нашли душевное понимание с артистами. Надеемся, что это перекинется в зрительный зал, и он станет нашим союзником в том, что это человеческое состояние надо помнить, хранить и применять в жизни, вопреки законам бизнеса.
Сергей Яшин, режиссер, народный артист России:
— Сегодня многие режиссеры обращаются к советской классике, хотя последние 20 лет это наследие отвергалось. Но современные авторы пишут о кошмарах и ужасах нашей действительности. Это правильно, театр должен заниматься жизнью, отражать ее такой, какая она есть. А где обогреть душу? Ведь театр — это храм, куда идут за верой. Театр должен созидать человека, а не разрушать его. Сейчас нынешнее поколение молодых не знает, что такое товарищество. Какое товарищество — деньги зарабатывать надо. Мы все страдаем одной страшной болезнью — сердечной недостаточностью. Желание рассказать о сердечной достаточности и побудило обратиться к незатейливой комедии-шутке «Вас вызывает Таймыр».
Добавить комментарий
Комментарии