Картинка с натуры. День самоуправления, урок ведет школьница, красивая и нарядная, стоит у доски. Девочка увлекается работой с классом настолько, что неожиданно для ребят (возможно, и для себя) начинает выкрикивать те самые «слова для связки». Старшеклассники на переменах матом даже не ругаются — они на нем разговаривают. Лично мне непонятно, когда взрослые юноши, не стесняясь малышни из начальной школы, выясняют отношения на непечатном языке. И еще менее понятно, когда мимо проходят учителя и даже директор, делая вид, что не замечают и что все нормально.
Амурский институт развития образования разрабатывает региональную программу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи на 2013—15 годы, недавно в институте прошел «круглый стол» по обсуждению этой концепции. Речь шла о той же самой проблеме — последние 20 лет школа воспитанием детей не занимается. Учитель стал «урокодателем» — ребенок пришел в школу, загрузился знаниями и ушел. А воспитанием пусть занимается семья. Или улица. Или телевидение. Или интернет. Или…
— Информационное пространство негативно и даже агрессивно по отношению к семье и семейным ценностям, — считает председатель общественного экспертного совета при уполномоченном по правам ребенка в Амурской области Елена Рудакова. — Мы очищаем Благовещенск от огромного количества негативной рекламы, ведем проект «Университет родительской культуры», проводим уроки медиа-безопасности для детей и взрослых. Но пока дети пишут в тетрадках с черепами и полуобнаженными красотками, о нравственности в школе говорить трудно.
Студенты БГПУ, проходившие практику в одной из благовещенских школ, провели тематический опрос среди шестиклассников. Ребят спросили: «Как ты поступаешь, если в твоем присутствии обижают человека?» Больше чем две трети ответили: «Молчу, не меня же обижают» или «Прохожу мимо». Отсутствие нравственной позиции и размытые ценности — налицо.
С тем, что воспитательная миссия из школы ушла и это детям не в плюс, согласны все. Но как теперь возродить эту воспитательную функцию образовательного учреждения?
Директор частной школы «Наш дом» Светлана Городович считает, что начинать нужно в первую очередь с перемен в сознании учителя — пока педагоги не начнут воспринимать себя воспитателями, ничего не получится. А помочь в этом может возвращение к классикам педагогики — Сухомлинскому, Макаренко, Амонашвили. И еще — если не ставить перед собой высоких целей, трудно добиться результатов.
— В 90-е годы появилась школа «Наш дом», и мы поставили задачу воспитания благородного человека, — говорит Светлана Городович. — Может быть, это звучит претенциозно. Но когда мы ставим благородную и высокую цель, это заставляет в первую очередь меняться нас самих. Понимаете, в детском обществе порока столько же, сколько во взрослом.
Частная школа «Наш дом» уже шесть лет проводит педагогические чтения, куда приглашают автора гуманной педагогики Шалву Амонашвили. Задача этих чтений — изменение учителя. Такие чтения можно проводить в масштабе области. «С 11 по 15 января 2013 года у нас пройдут очередные чтения. Со всей области записалось всего 14 человек, хотя мы приглашаем всех», — отметила Светлана Юрьевна.
Эта школа готова делиться своим опытом — здесь уже 15 лет работает авторская программа директора «Час удивительно доброго общения», ее можно адаптировать для других школ. Главное — не превратить предметы духовно-нравственного цикла в назидание, которое ученики будут воспринимать скептически.
Участвовать в программе по духовно-нравственному воспитанию детей готовы многие, все понимают, что проблема назрела. Свой вклад готовы внести и краеведы, и Центр творчества юных, и детская областная библиотека, и Муравьевский природный парк.
Но прежде всего этого должна захотеть сама школа. Каждая отдельно взятая школа.
В концепции заложены хорошие и нужные мероприятия — конференции духовно-нравственной тематики, конкурсы детского рисунка, олимпиады по православной культуре и другие важные шаги. Но я, как родитель, для начала предложила бы другой шаг: освободить школы и школьные дворы от нецензурной лексики. Как? Не знаю, вариантов много. В Запорожской сечи, например, за брань секли плетьми у позорного столба. При царе Алексее Михайловиче вырывали язык. При Петре Первом за брань устраивали публичную порку розгами. В 18—19-м веках за публичную ругань можно было угодить в тюрьму, не говоря уже об отлучении сквернословов от церкви на семь лет. Кстати, и сейчас в Уголовном кодексе РФ есть статья, трактующая мат в общественном месте как мелкое хулиганство, за которое положен штраф или арест до 15 суток.
Для начала я предложила бы объявить школы территорией без мата. Без этого ни нравственность, ни духовность там не приживутся.
Бубофина, нет, это не реклама частной школы, если бы директор любой другой школы выступил на круглом столе и рассказал о своем опыте, авторских программах и т.п., я бы с радостью донесла до читателей его мнение. Татьяна, все, что я написала — к сожалению, не выдумка, я часто бываю в школах, и в своей как родитель, и в других по работе. Конечно, есть учителя, которые делают замечания, но меня возмущает, что также есть учителя, которые с детским матом смирились и говорят, что ничего тут не поделать. Согласна, что мат дети несут с улицы, из дома, из семьи и социума. Но если школа не будет этому противостоять, дети усвоят это как норму.
— Юлия КлимычеваДа уж, объявите вы школу территорией без мата, и сразу, прям, все резко перестали материться. А откуда эти маты в школу несут? Из семьи да из социума. И на остановках, и в других местах взрослые тёти и дяди не стесняются в выражениях, а дети всё впитывают. А в семьях нет матерщины?? Родители некоторые с рождения детей на матах воспитывают, вот они уже и с 1 класса выдают тирады. И ни за что не поверю, что в школе не сделают замечание сквернословящим детям!
— ТатьянаРеклама частной школы «Наш дом»?
— Бубофина