Например, на последнюю пресс-конференцию, которая прошла 20.12.12, уральские телевизионщики привезли Владимиру Владимировичу каравай — правда, сотрудники Федеральной службы охраны с таким презентом на пресс-конференцию не пустили, предложив отправиться на «Поле чудес». Что волновало журналистов и что им ответил президент на последней пресс-конференции — в материале АП.
За два часа до начала пресс-конференции почти 1200 журналистов со всей России, а также Украины, США, Франции, Китая, Исландии, Азербайджана, Грузии и других стран собрались в здании Международного центра торговли. Пресс-конференция проводилась там впервые — круглый зал Кремля, где президент традиционно давал пресс-конференции, сейчас на ремонте. Пройдя все этапы досмотра и аккредитации, журналисты пили кофе, брали интервью друг у друга, делились впечатлениями и опытом.
— Я представляю информационное агентство Чечни, мы приготовили президенту вопрос о национальной и религиозной толерантности на Северном Кавказе, а вообще у нас всегда есть что спросить, — признавалась коллегам девушка в национальном платке.
— Наш отдел по делам молодежи очень просил задать вопрос о поддержке молодых специалистов, ведь после окончания вуза они не имеют никакой поддержки, поэтому не могут купить жилье в ипотеку и создать семью, — озвучил проблему молодой журналист из подмосковного Ступино.
— Я пять раз участвовала в пресс-конференции президента и 2 раза задавала вопросы. Нет, ни с кем не договаривалась — просто орала как резаная, — поделилась секретом успеха Стелла из Астрахани. — В этот раз решила не кричать, хотя Бог любит троицу (Стелла активно махала табличкой, но вопрос-таки не задала. — Прим. АП).
За час до начала все заняли боевые позиции и продолжили последние приготовления. Главное внимание коллег привлекла саратовская журналистка, старательно выводившая на листе ватмана фразу «Регион, в котором пересадили голову». Оказывается, вопрос касался смены губернатора, однако озвучен он так и не был.
Москве это неинтересно
Владимир Путин вошел в зал с двухминутным опозданием и начал пресс-конференцию с небольшого доклада о ситуации в стране и основных показателях социально-экономического развития. Как только он закончил, ввысь взмыли сотни табличек, плакатов и айпадов.
Первую половину мероприятия традиционно вел пресс-секретарь президента Дмитрий Песков — именно он выбирал журналиста из тысячной аудитории. Первым прозвучал вопрос от журнала «Сноб» о реакции президента на принятие Госдумой запрета на усыновление гражданами США российских детей-сирот. Этот вопрос позже задали еще 7 журналистов, и каждый раз глава государства отвечал, что принципиально согласен с таким решением.
Журналисты федеральных и зарубежных СМИ спрашивали Владимира Путина о работе правительства, отставке министров, взаимоотношениях с руководством других стран, представитель известной желтой газеты Life News рассказал президенту анекдоты о нем самом и конце света (попутно получив ответ, что человечества не станет через 4,5 миллиарда лет) и поинтересовался, правда ли, что Жерару Депардье выдали российский паспорт. Любимец российских телезрителей — канал НТВ — спросил, как живут дочери Путина — все узнали, что хорошо.
Когда слово давали журналистам из регионов, федеральные коллеги откровенно нервничали. «Нашли что спросить!», «Опять деревням микрофон дали», — слышалось по рядам и читалось в Твиттере. Строительство железнодорожной ветки, государственная поддержка крестьян после вступления в ВТО, запрет на рыбалку, развитие Курильских островов и многое другое, что так волнует регионы, Москве было малоинтересно. Потому они в кулуарах предлагали проводить две отдельные пресс-конференции — «для российских и региональных СМИ». Впрочем, журналисты из солнечного Азербайджана, активно размахивавшие национальным флагом и кричавшие во весь голос «Баку», обиженно добавили — для зарубежных надо тоже отдельно.
Приамурье услышали
Представителям Дальнего Востока — нас приехало около 30 человек — удалось задать сразу 6 вопросов. Один из них озвучила «Амурская правда»:
— Недавно был президиум Госсовета по развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Много звучало интересных предложений, вы поддержали все, в том числе развитие БАМа, строительство новой ветки. Однако почти в это же время РЖД и Федеральная пассажирская компания принимают решение прекратить работу двух поездов: Тында — Комсомольск и Тында — Нерюнгри. И в итоге у нас 11 бамовских поселков с населением 4,5 тысячи человек остаются вообще без сообщения. То есть люди не могут ни по автомобильной дороге выехать, ни самолетом улететь. Они забросали письмами редакцию, целые сельсоветы собирают подписи, собирают вам письма — наверное, вы их тоже уже получали, — и губернатор отправлял письма. Как позиция РЖД соотносится с государственной позицией о развитии этой территории?
— Понятно. Что касается зоны БАМа, то там много проблем, и одна из самых главных — это расселение из того самого аварийного жилья, о котором мы уже говорили, — отметил Владимир Путин. — Собственно говоря, к сожалению, оно даже не признано жильем и в категорию аварийного не попадает, но расселять нужно. Первые шаги в этом направлении сделаны, будем и дальше действовать. Что касается РЖД и решений. Как известно, Правительство будет оказывать поддержку РАО «РЖД» в следующем году в объеме 40 миллиардов рублей. Сама компания считает, что этого недостаточно для того, чтобы сохранить относительно низкие тарифы на перевозку пассажиров в пригородных поездах и в плацкартных поездах, потому что и там и там требуется субсидирование. Правительство приняло решение по поводу этих 40 миллиардов: вместо 30 миллиардов на эти виды перевозок компания РАО «РЖД» получит только 15.
Ничего хорошего в этом, конечно, нет, так же как нет ничего хорошего в том, что мы разгоняем необеспеченные расходы федерального бюджета. И компания выбирала, что делать: либо сокращать в определенной степени поезда, которые не являются рентабельными, и тем самым снижать свои издержки и немного повышать тарифы в дешевом сегменте, либо уменьшить поддержку пригородных перевозок. Приняли решение поддержать пригородные перевозки потому, что это касается перемещения большого количества людей, работающих в крупных городах и проживающих в пригородах.
Я думаю, что к этому надо еще вернуться, потому что, на мой взгляд, все-таки есть у нас возможность увеличить поддержку РАО «РЖД». И в таких случаях, как ваш, где у людей вообще другого способа передвижения нет, конечно, на такие ограничения идти нельзя. Я вернусь к этому обязательно, — пообещал Президент России.
Уже через несколько минут после того, как вопрос и ответ прозвучал в эфире федеральных телеканалов, амурчане, особенно жители Тынды, забросали журналиста АП СМС-сообщениями: «Ура! Надеемся, Путин вмешается в ситуацию с поездами! «Амурская правда» помогла тысячам жителей БАМа!»
81 вопрос задали президенту журналисты на пресс-конференции.
4 часа и 33 минуты длилась в этот раз итоговая пресс-конференция Президента России Владимира Путина. Рекорд по длительности общения Путина со СМИ был установлен в 2008 году — 4 часа 40 минут.
«Регион, в котором пересадили голову!» это отлично! Спасибо, амурские журналисты!
— Табличка (гость)Да все это вполне ожидаемо по поводу перевозок. Ничего сверхъестественного газета не сделала. Понятно, что в РЖД понимали, что люди будут недовольны, начнут возмущаться и строчить жалобы, а власть, дабы, не создавать социальную напряженность, в итоге уступит РЖД и увеличит им субсидирование. А как иначе? Как говорится, и волки сыты и овцы целы. Вот я понимаю, если субсидии не увеличат, а поезда будут ходить, то да, тогда получается Путин настоял на своем, а если денег дадут, то им только того и надо, на это они и рассчитывали. создавая весь этот ажиотаж.
— Джером (гость)